Долина реки Сыр-Дарьи является одним из путей массового пролета водоплавающих птиц.
Весной их пролет проходит в разные сроки в зависимости от погоды. Так, например, в 1953 году в районе г. Кзыл-Орды первые кряквы, шилохвости и серые гуси появились 18-19 февраля, а массовый пролет их наблюдался с 4 по 10 марта. В 1954 году пролет начался 4, а в 1955 году — 20 февраля. Холодная погода второй половины февраля 1956 года задержала прилет дичи. Лишь в первых числах марта, когда установилась теплая погода и температура днем поднялась до 15°, количество дичи стало резко увеличиваться. 5-6 марта наблюдался массовый пролет гусей, кряквы, шилохвости, свиязи, чирков и журавлей. Однако внезапно наступившее похолодание надолго задержало пролет, и северо-западнее Кзыл-Орды скопилось огромное количество гусей и уток. Только с начавшимся 20 марта потеплением гуси и утки двинулись дальше на север.
Осенний пролет сильно растянут. Серый гусь, кряква, серая утка, широконоска, красноносый нырок, чирки и другие птицы местных гнездовий отлетают на протяжении всего октября; количество их убывает постепенно. В самом конце октября появляются «сибирские» утки и гуси, массовый пролет которых приходится на первые числа ноября. В теплую осень пролет начинается значительно позднее. Так, например, осенью 1956 года массовое появление кряквы, шилохвости и серого гуся отмечено лишь во второй половине ноября.
Весной птицы появляются с юго-востока и следуют долиной реки Сыр-Дарьи. Осенью же первые партии серых гусей, уток, журавлей, колпиков, кроншнепов и речных чаек отлетают по Сыр-Дарье не вверх, а вниз, в сторону Аральского моря. Однако со второй половины октября (иногда и раньше) отлет идет уже вверх по Сыр- Дарье, в юго-восточном направлении. Такое направление пролета, особенно весной, не постоянно и меняется в зависимости от внешних условий среды. Так, если на пути пролета встретятся зоны морозов, снегопадов и сильных северных ветров, то птицы поворачивают обратно или меняют направление пути. Весной 1956 года птицы не пошли далее станции Кызыл-Там Ташкентской железной дороги, так как севернее все было еще сковано льдом, шел снег, температура воздуха упала до -20°, дул резкий северный ветер. Поэтому птицы повернули обратно и поднимались долиной Сыр-Дарьи до станции Чиили, отсюда резко поворачивали на север и, обогнув северо-западную оконечность хребта Кара-Тау, шли на низовья Чу и далее в сторону Балхаша. Большие стаи птиц, следовавшие вверх по Сыр-Дарье, увлекали за собой и стаи, подлетавшие с противоположной стороны.
При благоприятных метеорологических условиях часть птиц остается на зимовку в пределах области. Зимой 1955/56 г. на протоке Кара-Узяк в районе железнодорожник станций Тереньузяк и Кызыл-Там осталось зимовать много кряквы. Отсутствие снега до конца января и последующее малоснежье благоприятствовало зимовке уток, облегчало им добычу корма на рисовых полях.
Можно полагать, что затяжная весна минувшего года вынудила часть значительно севернее гнездящихся птиц остаться на гнездовье в пределах средней части Кзыл-Ординской области. Шилохвость, свиязь, савка, а из хищных птиц скопа и орлан-белохвост были встречены мной на озерах Ак-арык, Кара-туган, Мортук в Сыр-Дарьинском районе. Из этих птиц только савка в обычные годы единичными особями гнездится по озерам области.
Доцент В. Антипин
Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №5, 1957.