В ноябре в Большеземельской тундре под снежным покровом постепенно скрывается скудная низкорослая растительность: трава, ягодники, карликовая березка и последний источник питания белой куропатки — ивняки. Голод вытесняет куропаток из тундры сперва в долины ручьев и речек, где кустарники выше и дольше остаются над снегом, а затем еще дальше — в лесотундру. Первые гривки криволесья на границе с тундрой подвергаются буквально нашествию куропаток. Огромными стаями скапливаются они там, по нескольку сотен штук. Весь снег на обширном пространстве бывает сплошь испещрен и следами, а почки на деревьях и кустарниках — склеваны.
Среди массового скопления птиц, если внимательно присмотреться, можно различить куропаток двух видов: сравнительно крупные, с розоватым оттенком оперения на фоне снега — обыкновенные белые куропатки, и птицы помельче, с оперением голубоватого оттенка — тундреные куропатки. Первые количественно преобладают; они прибывают из центральных частей Большеземельской тундры. Тундровые куропатки летят с Пай-Хоя, с предгорий Северного Урала.
Во время перелетов в туманную погоду куропатки нередко разбиваются о провода; на отдыхе и ночевках их истребляют песцы, лисицы, полярные совы, изредка — горностай. Поздней осенью в Карском море моряки иногда встречают много погибших куропаток на линии прибоя, куда их, видимо, заносит с материка штормовыми ветрами.
Охотники лесотундры отлавливают куропаток волосяными петлями (пленками) и в большом количестве сдают их заготовительным организациям. Много куропаток употребляет в пищу само местное население.
По наблюдениям охотников, общие запасы белых куропаток, по крайней мера на протяжении последних 50 лет, не уменьшаются, так, например, Филат Попов — семидесятилетний охотник из деревни Ярнияг Усть-Усинского района, проживающий на границе лесотундры, говорит, что, за свою долгую жизнь он не наблюдал уменьшения запасов куропатки, а отмечал только более или менее значительные изменения ее численности по годам.
Приходится удивляться, что скупая природа Заполярья способна давать такое обилие этой птицы. Невольно напрашивается вопрос: нельзя ли эту жизнестойкую большеземельскую куропатку расселить в центральных областях РСФСР, где еще встречается, но все реже и реже, местная, среднерусская белая куропатка? Ведь в Калининской, Костромской и даже в Московской областях имеются угодья, вполне пригодные для этой цели. Практически осуществить такое массовое расселение особой сложности не представляет. Ранней весной, когда с появлением проталин куропатки начинают откочевывать обратно в тундру, их продолжают еще ловить, причем значительная часть птиц запутывается в петли лапами и попадает в руки охотников без каких-либо повреждений.
Если на живых куропаток установить более высокую заготовительную цену, чем на битую птицу, охотники, несомненно, доставят на приемные пункты столько живых куропаток, сколько потребуется. Не исключен и другой способ разведения этих птиц в центральных областях страны — путем сбора яиц в местах гнездовья, выведения птенцов в инкубаторах с последующим выпуском их сперва в вольеры, а затем и в угодья.
Расселение большеземельских куропаток в центральной полосе страны способствовало бы освежению крови местной, угасающей популяции этих птиц.
Н.Соколов
Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №2, 1960.