Решая важную задачу увеличения численности полезных зверей и птиц, работники охотхозяйств ведут большую деятельность по улучшению кормовых, защитных и гнездовых условий для диких животных. В проведение биотехнических мероприятий включается наряду с работниками охотничьих хозяйств широкая охотничья общественность. Некоторые охотхозяйства накопили значительный опыт в организации воспроизводства охотфауны и добились неплохих результатов.
Заслуживает внимания деятельность Энгурского охотхозяйства Всеармейского военно-охотничьего общества (начальник охотхозяйства тов. Карклиньш Э.Я.). Охотхозяйство расположено в северо-западной части Латвии, по побережью Рижского залива. Площадь его 105 тыс. га Большая часть территории охотхозяйства (89 тыс. га) покрыта лесом. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 7,8 тыс. га, а водопокрытая площадь составляет 8,2 тыс. га. В угодьях охотхозяйства обитают лось, косуля, кабан, зайцы — русак и беляк, лисица, енотовидная собака, куница, выдра, барсук, белка, глухарь, тетерев, рябчик, серая куропатка, гнездятся различные виды водоплавающей и болотной дичи.
Биотехнические мероприятия осуществляются, главным образом, для улучшения условий существования охотничьих зверей и птиц.
В ряде спортивных охотхозяйств имеются различные кормовые поля. Как правило, это один сравнительно большой земельный участок площадью до 1-2 га и более, расположенный часто возле центральной охотстанции. Назначение таких кормовых полей сводится в основном к использованию собранного осенью урожая для подкормки зверей и птиц в зимнее время. Ассортимент применяемых культур ограничен высаживают картофель, сеют овес, кое-где в южных областях — просо и гречиху.
Получить под кормовые поля сравнительно большие земельные участки бывает довольно трудно они обыкновенно используются как сенокосные угодья работниками лесного хозяйства. Не случайно, поэтому некоторые охотхозяйства не имеют кормовых полей, несмотря на указание Министерства сельского хозяйства СССР о выделении земельных участков для охотничьих хозяйств.
В Энгурском охотхозяйстве пошли по другому пути при создании кормовых полей. Вместо одного большого кормового поля в охотхозяйстве имеют несколько полей меньшей плошали, размешенных почти по всей территории охотхозяйства. Для них подбирают в нужных для охотхозяйства местах небольшие лесные полянки, не представляющие особой ценности как сенокосные угодья. Закрепление этих полянок за охотхозяйством не вызывает особых возражений. Охотхозяйство имеет 22 кормовых поля общей площадью 5,2 га. Они размешены в 9 обходах из 14.
По своему назначению кормовые поля можно разделить на 2 группы. Часть кормовых полей, более крупных по площади, размещена в глубине лесного массива, вдали от посевов сельскохозяйственных культур. Урожаи таких кормовых полей уничтожается дикими животными на корню, а с наступлением морозов и выпадением снега здесь в течение всей зимы выкладывается подкормка. Назначение кормовых полей в глубине леса в том, чтобы концентрировать диких животных на возможно больший период времени в нужных для охотхозяйства местах, уменьшая тем самым выходы их, особенно кабанов, на посевы колхозов.
Другая часть кормовых полей размешена по опушкам леса, ближе к сельскохозяйственным посевам Урожай этих полей животные также съедают на корню. Остатки урожая кормовых полей убирают. Зимой подкормка диких животных на этих участках не проводится. Таким образом, назначение кормовых полей по опушкам леса сводится к отвлечению диких животных от потрав полей колхозов.
Большое внимание уделяется подбору культур для кормовых полей. Высаживаются картофель, земляная груша (или топинамбур), кормовая капуста, сеются овес и горох. Кормовые достоинства картофеля, овса, гороха общеизвестны. Картофельные поля кабаны посещают до глубокой осени, овес и горох привлекают косуль, кабанов, зайцев, тетеревов, серых куропаток.
Топинамбур и кормовая капуста почти не используются в охотничьих хозяйствах для подкормки диких животных. Между тем значение этих культур для охотничьих хозяйств трудно переоценить. Топинамбур сравнительно нетребователен к почвенно-климатическим условиям. Стебли топинамбура имеют высоту в среднем 2-2.,5 м. В отличие от подсолнечника в одном куете растет (в зависимости от сорта) от 2 до 7 стеблей с большим количеством (от X) до 1000) листьев. Урожай зеленой массы топинамбура равен в среднем 500-700 ц с гектара. Корневая система хорошо развита. В почве у основания стебля образуются клубни. В особо благоприятных условиях топинамбур способен давать по 3-4 кг клубней на один куст при среднем весе клубня около 100-200 г, что обеспечивает урожай в 35-40 т клубней с 1 га.
Клубни топинамбура хорошо перезимовывают в почве при морозах в 35-40°, если при этом поверхность почвы покрыта хотя бы небольшим слоем снега. Перезимовавшие в земле клубни весной прорастают и дают новый урожай.
Топинамбур — позднеспелое растение. Он начинает более интенсивно расти и развиваться только во 2-й половине лета, причем клубни топинамбура полностью дозревают к середине октября. Интересна еще одна особенность топинамбура. Подкашивание зеленой массы топинамбура в июне незначительно снижает урожай как ботвы, так и клубней, так как до конца вегетационного периода остается достаточно времени для отрастания ботвы.
В Энгурском охотхозяйстве топинамбур применяется широко. Листья и молодые стебли топинамбура уже в июне привлекают на кормовые поля косуль, кабанов, зайцев. В сентябре-октябре в поисках клубней кабаны буквально перепахивают участки с посевами топинамбура; остатками их «стола» охотно пользуются косули и зайцы. Помимо кормового значения, топинамбур имеет защитное значение. Он образует густые заросли во 2-й половине лета.
На полях охотхозяйства растет и кормовая капуста. Работники охотхозяйства выращивают рассаду, а затем в середине мая высаживают ее на кормовые поля. Кормовая капуста — ценная культура для охотничьих хозяйств. Листья, стебли, кочерыжки кормовой капусты охотно поедаются косулями, кабанами, зайцами, поля кормовой капусты привлекают серых куропаток, фазанов, тетеревов. Глубокой осенью оставшуюся кормовую капусту убирают, а зимой выкладывают в местах подкормки косуль.
В охотхозяйстве выращивают, как правило, 2-3 культуры на одном кормовом поле. Обычно полоска топинамбура или картофеля сменяется полоской овса и гороха, за ней следует полоска кормовой капусты. Преимущество таких комплексных кормовых полей, очевидно, так как рост и созревание культур проходит в различное время.
Разнообразие культур увеличивает видовой состав охотфауны, посещающей кормовые поля.
Обработка полей и уход за посевами в охотхозяйстве проводятся егерями в закрепленных за ними обходах.
Благодаря размещению полей почти по всей территории охотхозяйства. хорошему подбору и комплексному выращиванию на них разнообразных культур кормовые поля наряду с созданием кормовых и защитных условий стали действенным средством концентрации зверей и птиц в нужных для охотхозяйств местах, что уменьшило и потравы ими сельскохозяйственных культур.
Подкормка косуль
Большое внимание уделяют работники охотхозяйства подкормке зимой косуль, кабанов, серой куропатки, больше других страдающих от бескормицы в этот период года. Корм косулям выкладывают в переносные кормушки ясельного типа. Их делают из неструганых жердей с крышей из теса. Если места установки кормушки выбраны неудачно и животные плохо их посещают, то кормушки переносят в другие места. Таким кормушкам неопасны снеговые заносы, так как кормушки всегда можно поднять выше.
Применение переносных кормушек повышает эффективность посещения животными каждого места подкормки.
Об интенсивности проведения в охотхозяйстве подкормки косуль можно судить из того, что на его лесной территории площадью 89 тыс. га имеется 116 кормушек, или в среднем на каждые 700 га лесных угодий одна кормушка. Кормушки размещены по территории охотхозяйства с учетом численности косуль по обходам. Так, например, в обходе егеря Лачкалнса, где численность косуль особенно высока, на площади 13 тыс. га устроено 24 кормушки.
Сбоку каждой кормушки сделан 4-стеиный ящичек, куда закладывают спрессованную в виде кирпича соль. При таком способе устройства солонцов соль меньше подвержена действию атмосферных осадков и поедается животными почти полностью. Случается, что закладываемое в кормушки сено или развешиваемые веники (из лиственных пород деревьев) косули, маралы, пятнистые олени не трогают. Это объясняется, как правило, тем, что в кормушки было заложено грубое сено позднего укоса, а веники или поздно заготовлены, или плохо высушены.
В Энгурском охотхозяйстве в кормушки закладывают мелкое разнотравное сено раннего укоса. Такое сено животные хорошо поедают. Обычно спустя 2-3 дня после закладки сена в кормушке ничего не остается. Возле кормушек и на тропах развешивают веники из осины, ивы, березы, крушины, рябины, малины. Косули поедают веники всех перечисленных деревьев и кустарников, но особенно охотно — веники из ивы. осины и крушины. Веники заготавливают в мае. когда листья только что распустились, мягки и сочны, и сушат в тени на чердаках. Благодаря своевременной заготовке и правильной сушке веники сохраняют хорошее качество в течение всего зимнего периода и их охотно поедают косули.
Для подкормки косуль в хозяйстве используют кормовую капусту и ячменные отходы пивоваренных заводов (дробину). Эти корма выкладывают в небольшие деревянные лотки, прикрепленные к двум соседним деревьям вблизи кормушек на высоте 50-70 см.
Егеря охотхозяйства систематически наблюдают за местами подкормки косуль и своевременно закладывают корм.
В местах зимнего обитания косуль специальным деревянным «плугом» расчищают дорожки, облегчающие животным добывание корма из-под снега.
Интенсивная подкормка косуль на всей территории охотхозяйства, хорошая охрана охотугодий и систематическое истребление волков — все это способствовало быстрому росту численности косуль. Если в начале 1957 года в охотхозяйстве насчитывалось 260 косуль, то в начале 1958 года их численность возросла до 400, а к весне 1959 года — до 720 голов (с учетом увеличения площади охотхозяйства в конце 1958 года на 38 тыс. га).
Зимняя подкормка кабанов
Кабаны тяжело переносят суровые глубокоснежные зимы с настами и гололедицей. Известны случаи гибели кабанов, особенно молодняка, зимой от бескормицы. Истощение половозрелых особей зимой отрицательно влияет на размножение: увеличивается количество прохолостевших самок, снижается число поросят в помете. Отсюда ясно, какое важное значение имеет проведение подкормки кабанов в зимний период для сохранения и увеличения их численности. В некоторых охотхозяйствах из-за трудности доставки корма зимой выкладывают подкормку для кабанов лишь в нескольких местах. Это приводит к чрезмерной концентрации кабанов на определенных участках и нежелательно, так как более сильные животные отгоняют от подкормки слабых, особенно поросят, больше нуждающихся в корме. Кроме того, часть кабанов, обитающая в угодьях, удаленных от мест выкладывания корма, совсем не получает подкормки.
В Энгурском охотхозяйстве стараются организовать подкормку в каждом участке, где встречаются кабаны. Зимой 1959/60 года подкормка регулярно проводилась в 37 местах 11 обходов. В качестве корма использовались рыбные отходы, картофель, ячменные отходы пивоваренных заводов. За зиму (до 1 марта) для подкормки кабанов было выложено более 20 т рыбных отходов, около 10 т ячменных отходов и 9 т картофеля. Подкормка кабанов явилась эффективным средством привлечения их в угодья охотхозяйства из соседних с ним участков. Если до 1954 года кабан в охотхозяйстве был редким зверем, то в 1957 году насчитывалось уже 40 кабанов, а к весне 1959 года — более 70. Быстрый рост численности кабанов позволил уже с 1955 года проводить ежегодно охоту на них.
В охотхозяйстве проводится интересный опыт метизации кабана с домашней свиньей. Исходным материалом послужили домашний хряк и дикая свинья. Метисные поросята растут значительно быстрее диких. В возрасте 9 месяцев их вес достигал 50-70 кг, в то время как вес диких поросят такого же возраста не превышал 30-40 кг. Особенно ценное качество метисных свиней — их способность размножаться на первом году жизни. Выпущенные в лес в начале января 1959 года в возрасте 10 месяцев 4 метисных свиньи к весне опоросились, принеся каждая 5-6 поросят. Вскоре после выпуска метисные кабаны соединились с дикими. Окраска метисных кабанов однотонная, серая или пятнистая, хорошо развит подшерсток. Они устраивают хорошие лежки, сами добывают корм. Подкормка кабанов и метисных, и диких началась только с наступлением сильных заморозков. Несмотря на суровую зиму 1959/60 года, истощения или гибели метисных кабанов не отмечено. Результат этого опыта свидетельствует о том, что метизация кабанов может служить одним из средств быстрого увеличения их численности.
Подсадка зверя и птиц
Серая куропатка в недалеком прошлом на значительной части территории охотхозяйства между лесом и морем не встречалась. В 1956 году сюда было выпушено восемь серых куропаток, отловленных в одном из охотхозяйств ВВОО в Прибалтике.
Подсадка серых куропаток прошла удачно. Сейчас их насчитывается в этом районе около сотни, причем радиус их распространения от места выпуска составляет 7-8 км. Оседанию куропаток в районе выпуска, увеличению их численности в значительной мере способствовала организация систематической подкормки их в зимнее время. Корм выкладывается в подкормочные шалаши. Подкормочные шалаши устанавливаются еще с осени в местах нахождения стаек куропаток. В шалаши выкладывают небольшое количество зерновых отходов, которое рассыпают также на подходах к шалашику в виде дорожек, чтобы куропатки быстрее обнаружили место подкормки. Очень важно выкладывать корм до выпадения снега, т.к. куропатки, найдя корм, не откочевывают и задерживаются в этих местах на всю зиму. По мере выпадения снега и ухудшения условии добывания естественных кормов подкормку усиливают. Помимо отходов зерна, в качестве подкормки применяют снопики необмолоченного овса или ячменя, ветки рябины с ягодами. Шалашики делают переносными, это позволяет при увеличении снежного покрова приподнимать их несколько выше. Прошедшей зимой в Энгурском охотхозяйстве подкормка проводилась в 8 местах, которые регулярно посещали куропатки до самой весны.
В целях обогащения фауны охотхозяйства в 1956 г. было выпушено 9 молодых ланей, полученных в рижском зоопарке. В 1958 году отмечен первый приплод — два теленка, в 1959 году обнаружено еще 2 теленка. Сейчас в охотхозяйстве насчитывается 13 ланей. Они держатся одной группой, посещают места подкормки, хорошо поедают веники.
Весной 1956 года в угодья охотхозяйства было выпущено 30 уссурийских фазанов. В этом же году встречались выводки. К 1959 году фазаны разошлись от места выпуска на 10-15 км. Заметного увеличения их численности не отмечено, хотя птицы в охотхозяйстве встречались. Весной 1959 года произведен повторный выпуск 92 фазанов. В этом же году в районе выпуска встречено 4 выводка этих птиц. В местах выпуска организована подкормка их зерноотходами.
Опыт работы Энгурского охотхозяйства ВВОО показывает, что интенсивное проведение комплекса биотехнических мероприятий может и должно стать действенным средством увеличения численности охотфауны.
В заключение нельзя не отметить большую помощь, оказываемую охотхозяйству окружным советом ВВОО и, в частности, ст. охотоведом т. Эзериньш А.К.— участником проводимых в охотхозяйстве мероприятий по воспроизводству охотфауны.
А.Иванов, старший охотовед ЦС ВВОО
Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №12, 1960.