Online клуб

Втр, 21 Май 2019

Еще раз в защиту перепелов

Опубликовано: Мар 2, 2012 Разместил: admin Категория: Охотоведение

Перепел с давних пор принадлежит у нас к числу важных объектов спортивной охоты. Во многих южных районах СССР он является даже основным видом пернатой дичи, ради которой многие охотники по существу держат подружейных собак. В настоящее время, однако, приходится с сожалением констатировать весьма заметное снижение численности этого прекрасного объекта охоты. Уменьшение количества перепелов наблюдается почти по всей области их гнездования, но особенно сильно ощущается в лесостепной полосе, где их численность всегда была наиболее высокой.

Одной из основных причин указанного явления следует признать ежегодное истребление перепелов на путях осеннего перелета как в Советском Союзе, так и за границей. На территории СССР такими местами являются Крымское и Кавказское побережье Черного моря, где перепела концентрируются в больших количествах и где издавна ведется очень интенсивный промысел этого вида. Количество добываемых птиц учесть невозможно, поскольку перепела, несмотря на запрет, все еще поступают на рынок или идут на собственные нужды охотников. Однако можно сказать, что размеры промысла недопустимо высоки, на что неоднократно указывалось в литературе (Спангенберг, 1948; Ловецкий, 1957 и др.), тем не менее на Черноморском побережье до сих пор продолжают промышлять перепела без каких бы то ни было ограничений. Как и в прежние времена, перепелов продолжают без соблюдения установленной нормы стрелять, добывать с помощью ястреба, крыть сачками ночью при свете фонарей и т.п. Все это, несомненно, очень серьезно отражается на состоянии численности вида в целом.

Существует и другая не менее серьезная причина неуклонного снижения численности этих птиц — чрезвычайно большой отход перепелов на местах гнездования во время сенокоса. Дело в том, что весной и летом перепела предпочитают держаться в травянистых угодьях, где находят более богатый корм и надежное убежище от врагов. Излюбленными стациями их в этот период года являются пойменные луга, посевы многолетних кормовых трав, а также степные балки. В хлебах в период размножения перепела держатся в меньшем количестве.

Поскольку период насиживания кладки или наличие нелетных птенцов у большинства особей совпадает по времени с сенокосом (вторая половина июня), многие кладки, а также взрослые птицы и их птенцы гибнут. Гнезда, по той или иной причине уцелевшие во время сенокошения. легко обнаруживаются, и большинство их также пропадает либо из-за неосторожности людей, либо вследствие того, что напуганные птицы бросают свои кладки. Таким образом, сенокосные угодья являются как бы ловушками для перепелов: привлекая и концентрируя их весной, они становятся для них местом гибели во время покоса и уборки сена.

Перепела, уцелевшие после сенокоса, продвигаются на соседние, еще не скошенные травянистые участки, откуда вскоре также принуждены бывают уйти. Часть птиц переселяется на хлебные поля, но начинающаяся уборка урожая и здесь не дает им покоя

Поскольку жатва начинается после сенокоса, перепела, с самого начала загнездившиеся в хлебах, находятся в несколько лучшем положении. К этому времени часть птиц успевает воспитать птенцов до летного состояния. Однако таких птиц, по-видимому, меньшинство. Кроме того, и во время уборки хлебов под комбайн часто попадают даже взрослые перепела, а тем более молодые, недавно поднявшиеся на крыло.

Лучшими, наиболее спокойными местами размножения перепелов следует признать молодые полезащитные полосы и примыкающие к ним поля с сельскохозяйственными культурами, характеризующимися ранними всходами и поздними сроками уборки. Сравнительно спокойно протекает размножение у перепелов, поселившихся на семенных участках многолетних кормовых трав, например клевера, люцерны, а также на полях гороха и сои.

Вследствие частого разорения гнезд многим перепелам приходится, видимо, не один раз приступать к откладке яиц. Сколько раз это доступно каждой самке, точно установить еще не удалось. Для этого нужны специальные наблюдения за окольцованными птицами.

Косвенным образом об этом можно судить по очень сильной растянутости сроков размножения — явлению, чрезвычайно характерному для перепелов.

В непосредственной связи с растянутым периодом размножения находится и общеизвестный чрезвычайно продолжительный период токования самцов у перепела. Учитывая случаи неоднократных находок сильно запоздалых августовских и даже сентябрьских кладок, мы имеем основание полагать, что позднее токование перепелов связано с длительным периодом их половой активности. Самка, потерявшая кладку или выводок, если она еще способна к спариванию, может легко найти готового к размножению самца вплоть до конца августа. Очень поздний ток перепелов в конце августа бывает, однако, не каждый год. В засушливые годы самцы прекращают кричать значительно раньше, нежели во влажные. В наиболее влажное за последнее десятилетие для всей лесостепной полосы европейской части СССР лето 1958 года полное прекращение токования перепелов было отмечено в Белгородской области лишь 25 августа. До этого, вплоть до 24 августа, перепела, державшиеся в посевах гороха и сои, токовали для столь позднего срока необычайно активно. В некоторые годы период токования самцов может продолжаться вплоть до отлета. Старые самцы первыми покидают гнездовую область. Как известно, они первыми появляются и на пролете в южных районах нашей страны, например в Крыму (Спангенберг, 1948).

С периодом токования перепелов, как известно, связан, традиционный в наших южных областях, отлов токующих самцов с помощью сети и особого манка — так называемой «байки». Эта своеобразная любительская охота на перепелов еще достаточно распространена, у нас на Украине и на юге РСФСР. К сожалению, многие любители этого дела ловят перепелов отнюдь не с любительскими (для содержания в неволе), а в основном с промысловыми целями. Такая «охота» значительно сокращает количество перепелов во время их пребывания в гнездовой области, так как производится в связи с длительным периодом токования самцов в течение почти трех летних месяцев.

Итак, мы подошли к рассмотрению вопроса о возможных мероприятиях, которые необходимо осуществить в целях сохранения имеющихся еще запасов перепела. Эти мероприятия должны проводиться как в гнездовой области перепелов, так и в местах их концентрации на путях перелета.

В гнездовой области необходимо, прежде всего, позаботиться о создании для перепелов таких мест, где они могли бы спокойно размножаться и выводить птенцов, иначе повсеместно и интенсивно идущий процесс «выкашивания» перепела вскоре приведет к почти полному прекращению естественного возобновления запасов этой ценной дичи. В лесостепной полосе — в области наибольшей численности гнездовых перепелов, самыми спокойными местами их размножения могли бы быть семенные участки кормовых трав (люцерны, клевера, овсяно-гороховой смеси и др.), которые рано всходят и поздно косятся. Хороши также и молодые полезащитные полосы, особенно в сочетании с такими участками. В районах полезащитного лесоразведения охотникам нужно обязательно стремиться к созданию и строжайшей охране такого рода угодий — настоящих ремизов перепела. Для этого местные охотничьи организации должны действовать в соответствующем контакте с дирекциями совхозов и правлениями колхозов. Далее, серьезное внимание нужно обратить на контролирование летней ловли перепелов в сети. С нашей точки зрения это проводится недостаточно хорошо. Следует также пересмотреть и сократить сроки осенней охоты на перепела в гнездовой области. Как уже отмечалось, вследствие частого разорения гнезд, у многих перепелов сроки размножения смещаются к концу лета, благодаря чему нелетные птенцы часто встречаются еще в августе и даже сентябре. В связи с этим охоту на перепела в гнездовой области следует начинать хотя бы не ранее сентября.

На путях перелета, особенно на Черноморском побережье Крыма и Кавказа, необходим еще больше сократить норму отстрела перепелов, а также усилить контроль со стороны госохотинспекции за нормами и способами добывания перепелов в местах их концентрации. Хотя на необходимость этого уже неоднократно указывалось в охотничьей литературе, мы, тем не менее, считаем не лишним сказать об этом еще раз.

А.Мальчевский, доктор биологических наук, г. Ленинград

Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №5, 1961.

О нас

Пожелания и советы отправляйте на нашу почту. Мы учтем все ваши пожелания!

Интересные ссылки

x