Высокогорное озеро Иссык-Куль расположено среди мощных горных хребтов Терскей и Кунгей Ала-Тау, опоясывающих горную котловину. Площадь водной глади озера около 6200 кв. км. Максимальная длина до 180 км и ширина 60 км.
Замечательно озеро и тем, что оно почти никогда не замерзает. Даже в морозы, которые здесь редко достигают 203°С. ледяной припай обычно крошится ветрами и выбрасывается на берег. Замерзает полностью лишь один Тюпский залив в восточной части озера и иногда через него даже на санях ездят.
Иссык-Куль в переводе означает «теплое озеро». Не замерзает оно потому, что большая его часть глубоководна (средняя глубина 248 м, максимальная — 702 м): при частых ветрах накопленное за лето тепло равномерно отдается зимой всей перемешанной толще его солоноватой воды. Незамерзаемость, обилие в мелких заливах водной растительности и других кормов, а также относительно малая населенность побережья привлекают на зимовку много водоплавающих птиц. Кроме немногочисленных гнездящихся птиц, на Иссык-Куле концентрируются в зимнее время огромные массы птиц, прилетающих сюда из Западной Сибири и Казахстана.
С первым похолоданием появляются белоснежные лебеди-шипуны и кликуны, прилетает много нырковых уток, поганок, куликов и других птиц. Издали с берега бросаются в глаза белые пятна на синей глади озера, состоящие из нескольких сотен лебедей, и огромные черные пятна массового скопления уток. Такие «пятна» иногда достигают в длину 1 км.
Для выяснения условий зимовки и учета численности водоплавающих птиц в декабре 1959 г. на Иссык-Куле работала небольшая зоологическая экспедиция Академии наук Киргизской ССР. В распоряжение экспедиции был предоставлен небольшой мотобот, на котором за 8 дней удалось объехать все побережье Иссык- Куля.
Успеху обследования и учету благоприятствовала на редкость ясная, безветренная погода. На озере, особенно по утрам, не было ряби и волн, поэтому в бинокль мы имели возможность по ходу катера свободно определить виды зимующих птиц и подсчитать их. При хорошей видимости и отсутствии ветра обычно удавалось вести подсчет с точностью до одного десятка.
Относительно большие глубины заставляют птиц сосредоточиваться в узкой полосе прибрежья. Где нет населенных пунктов, берега и прибрежье буквально усеяны лебедями и утками. В населенных местах дичь держится днем вдали от берегов, но обычно не дальше 400-500 м. За этим пределом, как правило, нет водоплавающих, лишь кое-где иногда попадают одиночные поганки, пролетят чайки, а также орланы. В штормовую погоду, когда огромные массы бушующей воды бьют о берег, трудные условия создаются лебедям и уткам. Шипуны и кликуны в это время удаляются к середине озера и там в «мертвой качке» проводят несколько дней. Большинство же уток и куликов находят убежища на мелких прибрежных болотах и многочисленных речушках, впадающих в озеро.
Первый опыт количественного учета водоплавающих птиц на Иссык-Куле показал, что дичь распределяется в озере весьма неравномерно. Наибольшее скопление птиц регулярно бывает в западной части озера у г. Рыбачьего и мыса Акулен. Значительная концентрация птиц наблюдается также и в восточной части около с. Кутурга и в Покровском заливе (см. карту).
Как в западной, так и в восточной части озера мелководье сочетается с развитием подводных зарослей хары и рдестов.
Пользуясь данными маршрутного учета, мы считаем, что на Иссык-Куле зимует в настоящее время около 71 тыс. водоплавающих птиц разных видов. В западной части зимует около 30 500 птиц, или 43 процента от общего количества, в восточных заливах до 13 000 птиц, или 18,5 процента. Наименьшее скопление птиц было в Покровском заливе (юго-восточная часть озера), где держалось всего около 4000 птиц, или приблизительно 6 процентов от всего количества зимующих птиц. В остальной прибрежной полосе птицы были рассредоточены мелкими пятнами в заливах и других прибрежных мелководных местах.
По сообщению сотрудников заповедника с осени наибольшая концентрация птиц наблюдается в восточной части озера. Здесь в это время скапливается до 20-25 тыс. птиц. Кроме того, на мысе «Сухой хребет» временно скапливается до 6 тыс. гусей. Зимой ряд мелких заливчиков замерзает и многие птицы вынуждены переселяться в западную часть озера.
Южное и северное побережья также не равноценны по концентрации водоплавающих птиц. Это связано с тем, Что северный берег характеризуется наличием отмелей, тогда как южный более глубоководный. Поэтому на южном побережье от Ак-Терека до Покровского залива птицы встречались крайне редко. Это были преимущественно ушастые и красношейные поганки, а также одиночные гоголи. На северном побережье относительно больше водоплавающих, причем чаще встречаются нырковые и настоящие утки, рассеянные мелкими группами по небольшим заливам. Основная же масса уток зимует в западном и восточном «углах» озера.
Лебеди по долголетним наблюдениям концентрируются в основном в западной части озера у мысов Акулен и Тору-Айгыра. На этом участке мы насчитали до 800 лебедей из общего количества зимующих лебедей в 1360 птиц. Сосредоточиваются лебеди обособленными группками по 4-6 птиц, но в общей стае (пятне), в которой обычно бывает около 100-120 птиц. Второе довольно значительное «пятно» лебедей мы нашли в Тюпском заливе (восточная часть), где было 215 лебедей. Остальные лебеди малыми группами разобщены по всему северному побережью в юго-восточной части озера. Следует отметить, что по сравнению с данными Пяткова, относящимися к 1944-1946 годам, в настоящее время численность лебедей уменьшилась на 200-250 птиц.
На озере за период наблюдений мы учли 20 орланов-белохвостов и около четырех десятков серебристых чаек и черноголовых хохотунов, которые питаются здесь не только рыбой, но и водоплавающей птицей. Чайки стараются быть вместе с орланами, чтобы пользоваться остатками их пищи. Любопытно, что многие серебристые чайки сами гоняются за водоплавающими, особенно за лысухами, которых они берут на воде «измором». Чайка летает над ныряющей лысухой до тех пор, пока она не «выдохнется» и тогда расклевывает ей спину. Таких истерзанных чайками лысух мы встречали не раз на своем маршруте.
В видовом отношении на Иссык-Куле на зимовках всегда явно преобладают красноносые нырки. Собираются они в стаи до 4-5 тысяч. Всего этих нырков зимует около 53-54 тыс., или примерно 74 процента от всех зимующих птиц. По сравнению с 1944-1946 годами численность нырков также сократилась примерно на 25 тыс. Уменьшилась численность и лысух. Если в 1944-1946 годах их зимовало до 20 тыс., то сейчас всего около 8 тыс. птиц.
В настоящее время общая численность зимующих птиц снизилась по сравнению с 1944-1946 годами примерно на 1/3. Если в те годы, по данным Ф. Пяткова, зимовало около 105 тыс. птиц, то в 1959-1960 годах всего около 71 тысячи.
Снижение численности зимующих водоплавающих птиц на Иссык-Куле объясняется рядом причин. Но одной из главных следует считать браконьерство, сильно развитое в прошлые годы, до организации заповедника. С 1957 года постепенно стала налаживаться охрана гнездящейся и зимующей птицы, но, к сожалению, хищнический отстрел уток и лебедей все еще не изжит. Работники заповедника не сумели в должной степени организовать охрану дичи от браконьеров, недостаточно привлечена общественность к охране государственного охотничьего фонда.
По нашему мнению, необходимо усилить охрану участков с наибольшей концентрацией зимующих птиц за счет увеличения числа штатных и общественных инспекторов.
Распределение зимующих водоплавающих птиц на оз. Иссык-Куль:
1) места наибольшей концентрации водоплавающих птиц;
2) места зимовок с малой численностью птиц;
3) основные места зимовок лебедей.
Особой охраны, на наш взгляд, требует Рыбачинский залив. Этот участок густо населен и здесь до последнего времени не изжиты браконьерские способы ловли водоплавающих сетями, практикуется стрельба по уткам и лебедям из малокалиберных винтовок. Неблагополучно с охраной и южного побережья. Здесь известны случаи браконьерской охоты на уток и лебедей с самолета и быстроходных катеров.
В настоящее время Киргизохотинспекция и администрация заповедника прилагают большие усилия в наведении порядка в охране фауны на Иссык-Куле, но принятые меры еще далеко не достаточны.
Транспортные средства заповедника оставляют желать много лучшего. На озере в распоряжении заповедника имеется устаревший мотобот, который не в состоянии догнать даже обычную моторную лодку. Егеря не все обеспечены оружием.
Киргизохотинспекции следовало бы обратить более серьезное внимание на Иссык-Куль — один из крупных районов зимовки водоплавающих нашей страны и навести надлежащую охрану государственного охотничьего фонда.
И.Тюрин и А.Кадыралиев, научные сотрудники Института зоологии Киргизской Академии наук, г. Фрунзе
Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №11, 1960.