Online клуб

Втр, 21 Май 2019

Творчески оценивать работу гончей

Опубликовано: Дек 4, 2011 Разместил: admin Категория: Старые журналы об охотничьих собаках

ГончаяСреди полевых испытаний охотничьих собак особенно распространены у нас испытания гончих. Они играют огромную роль в племенной работе. Между тем специфика работы гончей такова, что оценка полевых качеств ее исключительно сложна. Происходит это, прежде всего потому, что гончая работает большею частью не на глазах, а где-то в стороне. Сплошь да рядом судьи вынуждены строить свои выводы на догадках, слушая голос гончей, который может быть обманчивым. Кроме того, иногда из-за недостатка времени и по другим причинам ряд важных качеств этих собак определяется условно. Есть качества гончей и вовсе неопределимые на испытаниях, например, нестомчивость.

В связи со сказанным многие судьи по-разному подходят к оценке тех или иных качеств гончей, получается разнобой и ошибки, создается возможность «провала» для самой лучшей собаки. Сложность испытаний и судейства вместе с неверностью успеха для достойной гончей нередко вызывает у некоторых судей тенденцию снижать требования к работе собаки. Накопившийся к настоящему времени опыт испытаний позволяет глубже разобраться в сложных вопросах работы гончей, заметить методические неправильности судейства и рекомендовать способы сокращения неточностей и ошибок. Вот практические соображения, изложенные в порядке граф расценочной таблицы.

Каким должен быть полаз гончей? Быстрым, глубоким, дальним. Но ведь и судья и охотник-практик знают, что зачастую гончая с отличным на вид полазом не добычлива и, наоборот, собака в полазе вялая, и как будто даже неумелая, поднимает зверя чуть не с напуска. Сноровка найти и поднять зверя несравненно дороже самого быстрого и тщательного, но безрезультатного полаза. Известно также, что на испытаниях самая добычливая гончая может остаться без зверя, как это случается и на охоте. Поэтому надо признать, что подлинную ценность полаза на испытаниях установить очень трудно. Балл обычно ставится по внешнему поведению гончей до начала гона. Но быть может правильнее оценивать полаз в связи с добычливостью, несмотря на все условности на испытаниях?

Оценка добычливости — самая условная на испытаниях. Здесь почти все зависит от случайностей: попала ли собака в зайчистый участок, крепко ли лежит заяц в данный день и т.п. А разве не бывает, что гончая получает пять баллов за добычливость, перехватив след зайца, поднятого людьми и не замеченного судьями?

А редко ли добычливая гончая остается на испытаниях без подъема? Самое правильное для судей при постановке балла за добычливость неуклонно следовать таблице скидок, приложенной к правилам.

Мастерство — основной критерий для суждения о работе гончей. Показателями его должны служить ровность и продолжительность гона, количество и длительность сколов и перемолчек, сноровка в их выправлении. Между тем во многих случаях все это еще не решает дела.

Так, например, за мароватый гон при хороших условиях гончую приходится браковать, а при пестрой тропе, при том же гоне, возможно присуждение диплома.

В таблице балловых скидок приводится шкала для оценки мастерства в зависимости от длительности гона и соотношения между временем собственно гона и продолжительностью перемолчек и сколов. Такой подсчет может дать существенный материал для оценки мастерства, но и это еще не все. Не каждый момент работы гончей ясен и зарегистрирован судьями. То зверь уводит собаку со слуха, то гон проваливается в оврагах, то он заглушается гулом тракторов и других машин. Бывает, что судьи не в состоянии записывать все перемолчки потому, что их слишком много, и потому, что надо бежать за удаляющимся гоном. А как сбивает с толку отдача голоса на сколе, не отличимая у некоторых гончих от гона! Сколько таких ошибок попадает в судейскую книжку в рубрику «гона»!

Для правильной оценки мастерства нужно, как можно больше видеть гончую на гону, не ограничиваясь только слушанием ее голоса и тем, что заяц перевиден в самом начале работы.

Здесь особенно необходим вдумчивый подход, так как что ни собака, что ни работа — все идет по-особому. Нельзя не сказать здесь и о 20-минутном сроке для выправления скола. По истечении его судьи порой лишают собаку диплома, несмотря на то, что уверены в ее достоинствах. Если на состязаниях каждая буква правил незыблема то на испытаниях, как нам кажется, допустимы разумные отступления. Если тотчас после сигнала об истечении 20-минутного срока гончая снова погонит, то правильно будет дать такой собаке еще поработать. Мастерство ее можно будет признать приличным, а за вязкость поставить высокий балл.

Определяя чутье по совокупности всей работы, судьи должны подмечать и те моменты, которые его характеризуют непосредственно. Много говорит о чутье быстрота, с которой принимает след зверя гончая при наманивании или выправлении скола; гон в дождь; по торной дороге и в других трудных условиях. Удается обнаружить и порочность чутья, когда, например, гончая гонит в «пяту».

Если нет четких показателей, судьи обычно ставят за чутье 5-6 баллов. Это приводит иногда к таким курьезам, когда пятерка за чутье стоит при дипломе III степени, а 6 — при дипломе II степени. Ясно, что не вполне удовлетворительное чутье (пять баллов) не может быть у дипломированной гончей; а у выдающейся собаки с дипломом II степени чутье конечно выше, чем только удовлетворительное (шесть баллов).

Судейская оценка голоса гончей обычно субъективна. Но нельзя забывать, что звучание голосов изменчиво. В сухую, теплую погоду гон звучит беднее, чем в сырую; в пересеченной местности, а также в лесу, где чередуются крупные насаждения и вырубки, эхо усиливает голоса, придает им певучесть. В лесу, до листопада, гон тускл, а там же, когда облетят листья, голоса заиграют, станут сильнее, фигурнее. Вот почему у разных судей в разное время, в оценке голосов нередки серьезные расхождения. Некоторые судьи и теперь, с легкой руки коллег старшего поколения, слишком строги я голосу гончей, особенно к его фигурности. Они считают, что нынешние гончие пасуют перед «былыми». Это совершенно неверно.

Сейчас мы уходим от этой предвзятости. Если голос только породен, за музыкальность ставят один балл. Если же голос мелодичен и звучен, имеет хотя бы и небольшой залив или двоится, то ставят 3 и даже 4 балла.

Серьезный пробел в оценке голоса гончей — невнимание судей к манере его отдачи. Страстный гон собаки, горячо и часто отдающей не слишком сильный голос, гораздо красивее, да и полезнее, чем гон редкоскала, хотя бы и голосистого. Учитывая манеру отдачи голоса, судьи должны повышать или понижать балл по основной графе голоса.

Для суждения о верности отдачи голоса судьи могут иметь много фактов. Недостаточная отдача голоса (редкоскалость) встречается не часто, распознается легко и ведет к снижению балла за верность. Чаще наблюдается у гончих излишняя щедрость на голос (слабоголосость): добор, голос на проносах (при сколах), голос по птице, по следу собак, людей. Все это может быть замечено, но иногда обнаружить слабоголосость не так просто. Там, где зверя трудно перевидеть, неумолкаемый гон может показаться признаком выдающегося мастерства. Поэтому, если гон по зайцу идет без перемолчек, то это должно настораживать. Надо приложить все усилия, чтобы увидеть работу собаки на сколах. Иначе возможны крупные ошибки вплоть до выдачи дипломов пустобрехам.

Вязкость определяется на испытаниях тоже весьма условно. Пример: гончая держала зайца на гону лишь 10 минут, скололась, скол за 20 минут не выправила и была подловлена.

В условиях охоты, а не на испытаниях эта же собака могла бы вновь найти «своего» зверя и гнать его может быть не один час, проявив хорошую вязкость. На испытаниях же при такой краткости работы (десять минут гона) ставится низкий балл за вязкость, который вовсе не соответствует действительному качеству гончей, но если гончей удастся погонять на испытаниях час-полтора, то и этим не исчерпывается упорство, присущее подлинно вязким собакам. Лишь плохая вязкость, когда гончая сама бросает гон или скол, может быть расценена вполне обоснованно.

Полагаю, что гончей, державшей зверя на гону только полчаса и не выправившей скол за 20 мин., но работавшей на нем энергично и настойчиво, легче дать диплом, чем собаке, у которой после 40-45-минутного гона не хватило терпения потрудиться на сколе дольше 5 или 10 минут. Безусловно не допустимо снисходительное отношение некоторых судей к порсканию или иной помощи собаке на испытаниях. Это грубое нарушение правил. Впрочем, это может быть терпимо на испытаниях по русаку в южных областях, где гончая, в силу существующих условий, приучена к постоянному контакту с охотником.

О паратости судят по быстроте движения гончей, по тому, как близко она идет от зверя на гону, по ходу самого зверя. Последние два условия зависят не только от паратости, но и от мастерства собаки и приходится решать, сколько тут резвости и сколько умелости. На испытаниях из-за неумения некоторых судей различать это мастероватая гончая часто получает за паратость завышенный балл, а неопытная заниженный. Истинная степень паратости очень важна и надо строго отличать это качество от прочих. Если собака гонит в минуте от зверя, то это и есть идеал паратости.

Приездка редко выявляется на испытаниях полно. В это понятие входят послушание, контакт собаки с охотником, позывистость и назывистость.

Проверить назывистость на испытаниях обычно не удается, так как для этого редко представляется случай. Что касается позывистости, то она неопределима, если гончую приходится отрывать от гона или розыска запавшего зайца. Перечисленные элементы дрессировки гончей не могут быть заменены ненужными трюками вроде «стойки гончей под островом», нередко демонстрируемой на испытаниях одиночками. Не на трюках должна базироваться оценка приездки, а на том, насколько гончая верит хозяину, считается с ним, с его указаниями. Нестрогое отношение судей к приездке одиночки, видимо, допустимо Смычкам надо предъявлять требования выше. А стае, которую не снять с гона и быстро не собрать, диплома дать нельзя.

Ровность ног наглядна и оценивается обоснованно. Но составить полное представление о свальчивости не всегда просто. Ветер, овраги и даже излишнее обилие зверя мешают иногда гончим проявить присущую им дружность. Поэтому не следует торопиться браковать несвалившийся смычок или стаю, а постараться выяснить, не станет ли их гон дружным, если будут хорошие условия. С другой стороны, если группа гончих начала гон, то надо требовать от них полного единства во всем. На саратовских испытаниях 1950 г. осанистый выжлец добыл беляка и хорошо гнал его, но голоса выжловки-первоосенницы не было слышно. Напрашивался вывод о полной несвальчивости смычка, но оказалось, что выжловка все время гонит чуть ли не ухо в ухо со своим напарником и голоса не дает. Подобная свальчивость, конечно, не позволила дать смычку диплом.

Задача данной статьи состояла в том, чтобы дать понятие о сложности труда судей на испытаниях гончих и о той огромной роли, которую играют такие обстоятельства, как погода, состояние тропы, тип угодий, поведение зверя, а также характер собаки. Сделана здесь и попытка раскрыть всю важность гибкого и творческого подхода к оценке полевых качеств гончей.

В.Казанский, эксперт-судья Всероссийской категории

Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №2, 1960.

О нас

Пожелания и советы отправляйте на нашу почту. Мы учтем все ваши пожелания!

Интересные ссылки

x