Нет нужды доказывать значение правильных, биологически обоснованных сроков охоты для рациональной эксплуатации запасов пернатой дичи. Сроки начала и окончания охоты должны обеспечивать добывание охотниками достаточно полноценной продукции и, в то же время, способствовать сохранению основного поголовья птиц в охотничьих угодьях.
В ноябрьском номере нашего журнала за 1955 г. В.П.Тепловым правильно указывалось, что принятое в европейской части страны начало охоты на тетеревов и уток в первой декаде августа ничем не оправдано.
К этому времени молодые самки тетерева и белой куропатки достигают едва 60-65%, а самцы — 55-60% веса взрослой птицы. Молодые глухари растут еще медленнее. Из тетеревиных наиболее быстрый рост наблюдается у рябчика, молодняк которого в начале августа достигает 70-75% веса взрослой особи.
С конца июля до половины августа у молодых тетеревов протекает интенсивная линька — смена перьев птенцового наряда на взрослый. Тетеревята еще плохо летают и тетерка продолжает заботливо охранять выводок. В случае опасности она, как правило, первой поднимается и попадает под выстрел неопытного или малокультурного охотника. Оставшийся без матки и еще плохо приспособленный к самостоятельной жизни выводок обычно погибает от хищников.
Примерно та же картина наблюдается и у водоплавающей дичи, К 1 августа добрая половина выводков кряквы, серой и других наших речных уток еще не успевает подняться на крыло.
Поэтому, открывая охоту с начала августа, мы тем самым не только разрешаем добывать неполноценную дичь, но и наносим огромный вред воспроизводству численности боровой и водоплавающей птицы.
Однако с предложением В.П.Теплова открывать осеннюю охоту по перу с 1 сентября мы согласиться не можем.
Во всей средней полосе европейской части СССР широко распространена любительская охота с легавой на тетерева, дупеля и бекаса. Во второй половине августа тетерева еще прекрасно выдерживают стойку собаки, и охота на них в это время доставляет спортсмену большое эстетическое удовольствие. Зато в сентябре, как правило, тетерева уже бегут от причуявшей их собаки и охотнику чаще приходится слышать, чем видеть, поднявшихся вне выстрела птиц. Кроме того, как показали исследования проф. В.Ф.Ларионова, большинство выводков кряквы поднимается на крыло уже в середине августа.
Все приведенные доводы, а также наши многолетние наблюдения говорят о целесообразности открывать осеннюю охоту на тетерева, уток и куликов с 15 августа. К этому времени линька у молодых птиц в основном заканчивается, они становятся более самостоятельными и достигают 80-85% веса взрослых птиц. Эта дата начала охоты дает спортсменам возможность пострелять дупелей и бекасов, у которых в середине августа еще продолжается первая, наиболее мощная волна пролета на зимовки, известная охотникам под названием «высыпок».
Предлагаемая нами дата обеспечивает «созревание» основного поголовья молодняка боровой, водоплавающей и болотной дичи в средней полосе Советского Союза. Сроки размножения, а, следовательно, сроки «созревания» молодняка этих птиц остаются из года в год достаточно стабильными. Лишь в годы с крайне холодными и затяжными веснами птицы приступают к кладке яиц на 5-10 дней позднее, что и должно учитываться при установлении срока начала осенней охоты в такие годы.
Охота на рябчика разрешается с 1 сентября, когда птицы начинают разбиваться на пары и охотно идут на пищик. Правильность этого срока не вызывает сомнений, так как молодые рябчики к этому времени по весу не отличаются от взрослых и ведут самостоятельную жизнь. Этот срок без особого ущерба может быть отодвинут на две недели вперед.
Охота на глухаря в средней полосе разрешается лишь в отдельных спортивных охотничьих хозяйствах, то есть непосредственно на открытие летне-осеннего сезона охоты не влияет. Если весенний отстрел 20-25% глухарей-самцов на току не отражается на уменьшении общей численности птиц в данном районе, то осеннюю, менее увлекательную охоту на глухарей следовало бы запретить даже в приписных хозяйствах.
Из прочих куриных птиц средней полосы особняком стоят серая куропатка и перепел. Известно, что молодняк этих видов растет и развивается крайне медленно, достигая 80-85% веса взрослых птиц лишь к концу сентября. Поэтому охоту на серую куропатку и перепела целесообразно открывать не ранее середины этого месяца.
Чем далее на север, тем позднее наступают календарные сроки спаривания птиц и вывода молодняка. Уже в Коми АССР выводки глухарей, тетеревов, рябчиков и уток появляются почти на месяц позднее, чем, скажем, в белорусском Полесье. Казалось бы естественным и охоту в таежных районах европейского севера открывать соответственно позднее. Однако выяснилось, что с продвижением на север постепенно повышается и темп роста молодняка пернатой дичи. Это объясняется, по-видимому, разницей в длине светового дня. У Полярного круга птицы кормятся летом большую часть суток, что и вызывает их усиленный рост. Поэтому с 15 августа в лесах Архангельской области, например, молодые рябчики, тетерева, глухари и утки почти не отличаются по весу от молодых птиц этих же видов, живущих в южных и центральных районах страны.
Приведенные выше соображения позволяют поднять перед Главохотой РСФСР и научными учреждениями вопрос об унификации сроков начала осенней охоты по перу на подавляющей части территории РСФСР.
Что касается окончания охоты на пернатую дичь, то, за исключением далеких окраин, сроки ее должны полностью исключать какой-либо отстрел птиц во второй половине зимы. Следует помнить, что к весне выживают лишь наиболее жизнеспособные особи, которые и составляют ценнейший племенной фонд местной гнездящейся дичи.
В.Гаврин, кандидат биологических наук
Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №7, 1957.