Online клуб

Втр, 21 Май 2019

«Язык» зверей

Опубликовано: Фев 4, 2012 Разместил: admin Категория: Справочные материалы

Важным средством сигнализации у зверей служат издаваемые ими весьма разнообразные звуки. Они кричат, ржут, ревут, рычат, свистят, чихают, фыркают, ухают, кашляют, щелкают и скрежещут зубами, топают передними или задними ногами, бьют хвостом по земле или воде и т.д.

(Окончание)

Например, человекообразные обезьяны — шимпанзе издают от 22 до 32 звуков, а более примитивные обезьяны — американские ревуны 15-20 звуков. Специальные исследования звуков, издаваемых обезьянами, показали, что ни один из них не служил средством обозначения предметов, не выражал, таким образом, мысли, а являлся всего лишь формой проявления эмоционального состояния зверя, вызываемого испугом, раздражением, голодом и т.д. Свои крики обезьяны часто сопровождают выразительной мимикой лица и своеобразными жестами. Так, гориллы, шимпанзе и орангутанги, прийдя в возбуждение, бьют себя кулаком в грудь.

При внезапном испуге, появлении опасности, боли, призывая детенышей или матку, кричат многие виды наших зверей, которые обычно молчаливы. Например, громко рявкает при испуге косуля, в то же время она часто свой крик сопровождает топаньем ногами и своеобразно прыгает; сильно кричит раненый или схваченный лисицей заяц. Самки сайгака и джейрана мычанием призывают ягнят, со своей стороны мычат и ягнята этих антилоп, они же сильно кричат, разыскивая матку или при нападении на них врага. Громко ревут, находясь в возбужденном состоянии, крупные звери (тигр, лев, леопард, олени, ослы и многие другие). Слоны «трубят» с помощью хобота. Волки перекликаются посредством воя. Дикие бараны (архар, муфлон), различные дикие козлы (сибирский козерог, туры), а также серны заметив опасность, резко свистят. Например, в горах, в тихую погоду, свист сибирского козерога слышен на 800 м. Джейран и антилопа-ада при появлении врагов чихают. Испуганные лошади храпят, а кабан, зачуяв человека или собак, «ухает». Некоторые звери, чтобы устрашить своего врага или соперника, принимают особые угрожающие позы и одновременно фыркают (кошки), рычат (собаки), щелкают зубами (кабан, собаки), скрежещут зубами (ондатра, нутрия), пыхтят (еж). Дикобраз производит своеобразный угрожающий шум своими иглами. Обнаружив опасность, белка «цокает», сурки и суслики свистят: подают голос некоторые пищухи, большая песчанка и даже такие мелкие зверьки, как полевка Брандта, узкочерепная полевка и другие.

Как правило, все особи какого-либо вида зверей, услыхав звук (крик), вызванный у одного животного появлением опасности, настораживаются и часто в свою очередь повторяют этот сигнал. Таким образом, совершенно бессознательно о появлении врага оповещается все население данного участка, как звери, так и птицы. Описанным способом при появлении опасности ведут себя не только сурки, суслики, пищухи и другие, так называемые «колониальные» звери, но и белки, бурундуки, косули, лошади и т.д.

Звуки, издаваемые зверем при обнаружении им опасности, нередко бывают различными и указывают на определенного врага. Например, калифорнийская земляная белка, заметив хищную птицу, издает своеобразный громкий крик, заслышав его, начинают кричать и другие белки. При появлении змеи белка кричит уже иначе и дергает из стороны в сторону хвостом. При обнаружении человека или собаки зверек издает крик, состоящий из трех слогов, и т.д. Охотникам хорошо известно, что по звукам лая гончей или лайки можно довольно точно определить, какого зверя эти собаки гонят или облаивают.

Зайцы, кролики, песчанки и тушканчики некоторых видов и другие грызуны при появлении опасности топают задними ногами по земле, а бобр речной и ондатра при испуге ударяют хвостом по поверхности воды и одновременно ныряют. Летучие мыши при звуковой ориентации пользуются имеющимися у них эхолокационными аппаратами. Как показал ряд экспериментов над летучими мышами, в основе этого способа ориентации лежит свойство звуковой волны при встрече с предметом частично возвращаться в отраженном от него виде к источнику. Благодаря особенностям голосового аппарата у летучих мышей они издают наряду с обычными звуками воспринимаемыми ухом человека, еще и ультракороткие звуки. Звуки, воспринимаемые человеческим ухом, имеют от 16 до 30 000 колебаний в секунду (герц); звуки, издаваемые летучими мышами, имеют от 20 до 98 000 колебаний в секунду (герц). Таким образом, большая часть диапазона этих звуков лежит за пределами нашей слышимости. Высокая частота дает возможность производить отдельные звуки с огромной скоростью. Иногда отдельный «крик» может длиться всего лишь 0,005 секунды.

Летучая мышь летая все время издает ультракороткие звуки, которые, если встретят на своем пути преграду, частично отражаются и воспринимаются зверем, давая ему знать, что впереди находится какой-то предмет или преграда. Наличием эхолокации можно объяснить замечательную способность летучих мышей, даже искусственно лишенных зрения, летать в помещении, где довольно густо натянуты многочисленные нити, не задевая их.

Большинство видов зверей лучше реагируют на звуки, которые у них обычно ассоциируются с появлением опасности. Например, находясь поблизости от кормящейся на берегу ондатры, можно сильно кричать, свистеть и т.д. Она будет прислушиваться, но в воду не бросится. Стоит же только слегка хлопнуть по воде ладонью или веслом, как все зверьки, которые услышат этот всплеск, бросятся в воду и нырнут. Краснохвостая песчанка также мало боится крика человека и различных животных, но если слегка постучать по земле пальцем или карандашом, она быстро уйдет в нору. Известно, что эти зверьки подают сигналы об опасности, топая лапками.

Мимика у волка

Рис. 1. Мимика у волка:

1 - поведение двух самцов, из которых один (стоящий сзади) сильнее и обследует слабого; 2 - сильный самец (верхний) своим взглядом устрашает слабого; последний прижал уши и пятится назад; 3 - сильный зверь "подкрадывается" к слабому, чтобы испугать его; 4 - угроза нападения самки на соперницу; 5 - выражение спокойствия у сильного самца; 6 - мимика угрозы; 7 - мимика страха; 8 - мимика "подозрения"; 9 - выражение спокойствия у сильного зверя (профиль); 10 - мимика угрозы (профиль).

Изучение звуковой сигнализации у зверей имеет большое практическое значение. Уже очень давно человек научился, подражая звукам, издаваемым зверями определять их точное местонахождение или подманивать к себе. Так. подражая вою матерых волков ("вабя"). охотник определяет в середине лета, где расположено их логово с прибылыми и подманивает к себе взрослых хищников. Убив волчицу, опытному вабельщику иногда удается подманить и прибылых волков. Если «на вабу» матерый волк вышел далеко от охотника и находится вне выстрела, его можно попытаться подманить ближе, подражая крику раненого зайца.

На европейских оленей, маралов и изюбрей охотились во время гона, подманивая взрослых самцов, подражая «реву» их соперников. Охота «на рев» в Сибири и в Семиречье производилась с помощью специальной трубы, сделанной из бересты или древесины. Особым манком можно подманивать самок, оленя. Точно таким же способом, как и на самцов оленей, охотятся на самцов лося, воспроизводя с помощью берестяной трубы, металлического рога, бутылки с отбитым дном или просто ртом звуки, издаваемые гоняющимся быком.

В Германии и Швейцарии прежде было широко распространено добывание самцов косуль в период гона (июль-август). Самца манили особым звуком, который воспроизводили с помощью специального манка. Охотники ошибочно считали, что при этом способе охоты самец идет на звук, похожий на тот, который самка будто бы издает, прийдя «в охоту». Тщательными наблюдениями установлено, что самка косули во время течки никаких особых звуков не издает. Звук, воспроизводимый с помощью манка, похож на звук, издаваемый самкой, попавшей в беду. Следовательно, на манок козел бежит, чтобы защитить самку от возможной опасности.

Различные типы манков можно успешно применять для количественных учетов косуль и кабарги.

Известно несколько способов охоты, когда зверя подманивают не на звуки, которые он издает, а на крики других зверей. Например, лисицу и рысь можно успешно приманивать с помощью манка, подражая писку мыши или крику зайца. Волков привлекают визгом поросенка или блеянием козы, а тигра и леопарда мычанием теленка или воем собаки.

Все эти способы охоты говорят о том, что звери хорошо разбираются не только в звуках, издаваемых себе подобными, но и в криках других животных.

Можно удерживать зверей на определенных участках или не пускать на поля и в сады с помощью установок, которые бы воспроизводили звуки, служащие сигналами об опасности или нападения врагов (например, лай собак для кабанов и оленей). Такие установки, предназначенные для отпугивания птиц, уже созданы и успешно применяются.

При близкой встрече зверей друг с другом, например на тропе, у логова, во время ухаживания самца за самкой, при играх как молодых, так и взрослых животных, а также реагируя на запахи, звуки и т.д. они часто выражают свое состояние мимикой. Путем сокращения различных групп мышц на голове, хвосте и других частях тела у животного, находящегося под влиянием какого-либо раздражителя, меняется выражение морды, положение хвоста, других частей тела и шерсти. Так, при встрече двух волков или собак, которые не знают друг друга, они сближаются медленно на пружинящих ногах, уши у них насторожены. хвост приподнят и напряжен, шерсть на шее и спине вздыблена. У большинства хищных зверей, а также некоторых копытных, если они злятся и готовятся к нападению, уши оттягиваются назад и прижимаются. Часто они оскаливают зубы, характерным образом приподнимая верхнюю губу. Некоторые виды зверей при испуге поджимают хвост и приседают на задние ноги и. наоборот, чувствуя свое превосходство. они задирают хвост кверху и держат его особым образом (волки, лисицы, кошки, хорьки, лошади, дикие козлы, сайгаки и другие).

Очевидно, что для каждого вида зверей характерны десятки различных и часто своеобразных мимических жестов и поз, по которым безошибочно можно определить состояние животного. Жесты и позы звери прекрасно воспринимают и они для них оказываются весьма полезными и необходимыми при общении друг с другом (рис. 1-2).

Положение хвоста у волка

Рис. 2. Положение хвоста у волка, показывающее отношение зверя к другой особи того же вида:

1 - уверенность; 2 - угрожающая поза; 3 - поза подчинения; 4 - обычное состояние; 5 - простое подчинение (с вилянием); 6 и 7 - поза сильного беспокойства (испуг).

Знание мимических жестов и поз зверей может оказать большую помощь на охоте. Например, подходя после удачного выстрела к упавшему хищнику (волку, рыси, медведю или кабану), нужно всегда быть наготове к новому выстрелу и в первую очередь обращать внимание на положение ушей зверя. Если уши у зверя прижаты, значит он еще живой и может вскочить и броситься на охотника или собаку. Когда кабан спокоен, он все время крутит своим хвостом или держит его, опустив вниз. Но как только зверь обнаружит опасность, он часто задирает хвост кверху и изгибает его крючком. Такое положение хвоста похоже на вопросительный знак и указывает на то, что зверь уже насторожился. следовательно, нужно или быстро в него стрелять или дать ему время успокоиться и лишь тогда продолжать скрадывание.

Джейран и другие антилопы а также многие олени, обнаружив опасность и при испуге, задирают хвост и держат его более или менее вертикально. Пытаться подойти к такому животному бесполезно.

К мимике очень близка сигнализация резкими движениями всего тела животного — двигательная сигнализация. Сюда относятся такие простые сигналы, как вскакивание с лежки потревоженного животного, скучивание стадных животных при появлении опасности, бег в сторону от врага и т.д. Но есть и более специфические двигательные сигналы, которые особенно большое развитие получили у стадных зверей, живущих на обширных открытых пространствах: в пустынях, степях и саваннах. На открытых равнинах стада и отдельные животные держатся обычно далеко друг от друга, кроме того, там дуют сильные ветры. При таких условиях обитания обычные средства сигнализации, как обонятельные, так и звуковые малоэффективны. Звук, изданный зверем при появлении врага крик, свист или удар ногой по земле), относится в сторону ветром или заглушается им, и другими особями не воспринимается. Поэтому некоторые виды зверей, обитающие на открытых пространствах, при появлении опасности не издают звуков, как обычно, а реагируют особым образом, делая своеобразные прыжки вверх. Так, потревоженный джейран задирает кверху хвост, высоко поднимает голову и несколько прокидывает ее назад, а затем делает несколько грациозных прыжков вверх и вперед, отталкиваясь при этом одновременно всеми четырьмя ногами которые не сгибает и не сближает. Сделав несколько прыжков, он останавливается и поворачивается головой в сторону опасности, стараясь разглядеть причину своего испуга и, если заметит приближение врага, только тогда обращается в бегство. Вспугнутые сайгаки убегая делают своеобразные прыжки под углом в 45° на высоту до 1 м и при этом отталкиваются задними ногами, а передние ноги и голову подгибают вниз (см. рис. 3). Над стадом этих антилоп, когда они только начали свой бег, все время появляются отдельные подпрыгивающие животные. Своеобразные «сигнальные» прыжки характерны и для дзэренов, которые, убегая от врага, часто подпрыгивают вверх на высоту до 2 1/4 м.

Но особого совершенства достигли «сигнальные» прыжки у обитателя южноафриканских травянистых равнин — антилопы-прыгуна. которая получила это удачное название за свою особенность делать большие прыжки при появлении опасности и испуге. Кроме того, у прыгуна имеется замечательное приспособление для цветовой сигнализации. У нее на спине в области крестца находится особая складка кожи. Внутри эта складка покрыта длинной белой шерстью. Когда животное спокойно, складка на его спине остается сомкнутой, но при резких поворотах тела антилопы и при прыжках, достигающих 2,4-3 м в высоту и 4-5 м в длину, она открывается и над спиной появляется вздыбленная белая шерсть, образующая своеобразный гребень. Во время прыжка более заметным становится и большое белое «зеркало», расположенное на задней части тела животного, так как хвост задирается кверху. Высоко прыгающие над равниной прыгуны всегда обращают на себя внимание себе подобных животных, а также других видов антилоп, зебр и страусов, бессознательно предупреждая их о появлении опасности.

Сигнальный прыжок сайгака

Рис. 3. "Сигнальный" прыжок сайгака.

Другой пример цветовой сигнализации можно наблюдать у американского вилорога, близкого к настоящим антилопам. У этого животного на крестце с каждой его стороны имеется по большому участку белой шерсти, кроме того, есть и «белое зеркало». Белая длинная шерсть на крестце растет на особых пахучих железам (рис. 4).

В случае, когда вилорог испугается. специальные мускулы сокращаются и нажимают на железы, и они выделяют сильно пахнущий секрет, запах которого даже человек по ветру улавливает на расстоянии в несколько сот метров, а антилопы чуют его за 1.5 км. Одновременно белая шерсть, растущая на железах и «зеркале», вздыбливается и становится хорошо заметной. Белые пятна у бегущего вилорога хорошо видны с трех сторон, и животные их различают на расстоянии в 3 км. Вилороги других стад, заметив забелевшее быстро двигающееся пятно или пятна, в свою очередь вздыбливают шерсть на крестцовых железах и зеркале и вскоре вся долина, где до этого мирно паслись эти животные, начинает пестреть как бы летающими в воздухе белыми шарами. Таким образом, для описываемого животного характерна комбинированная сигнализация – обонятельная, цветовая и двигательная.

Белую или светлую шерсть вздыбливает в случае испуга на своем «зеркале» и наша косуля. а также олени. Светлое «зеркало» на задней части тела имеют также многие виды антилоп, диких баранов и другие звери.

Цветовыми сигналами пользуются зайцы, имеющие белую окраску на нижней стороне хвоста, а также тушканчики, у которых на конце хвоста находится кисточка белых и черных волос («знамечко») и т.д.

Светлоокрашенные «зеркала» на задней части тела зверей, а также другие белые пятна и отметины являются хорошим ориентиром как днем, так и (особенно) ночью для зверей, которые следуют друг за другом. Например, белый цвет «зеркала» или нижней стороны хвоста хорошо виден молодым животным, бегущим за маткой или членам табуна, следующим за своим вожаком.

Из знакомства с многообразными видами сигнализации у зверей можно заключить, что они очень выразительны и дают возможность особям одного вида сравнительно легко сноситься друг с другом. В то же время часто сигналами одних видов зверей пользуются и другие.

Можно также заключить, что в зависимости от местообитаний типы сигнализации значительно изменяются. Так, у зверей, обитающих в лесу и густых зарослях, большого развития достигла обонятельная и звуковая сигнализация, а у жителей открытых равнин — двигательная, цветовая и обонятельная и т.д.

Различные типы сигнализации, имея большое положительное значение во внутривидовых взаимоотношениях зверей, в то же время могут являться для них и отрицательными. Например: специфические запахи свойственные зверям и их следам, издаваемые ими звуки и другие сигналы часто выдают их присутствие врагам и делают более легкой добычей для хищников. Несмотря на эту двойственную роль сигнализации, она, как мы видели выше, получила значительное развитие у многих видов, что говорит о важности внутривидовых отношений.

Белое зеркало у американского вилорога

Рис. 4. Белое „зеркало„ у американского вилорога.

Следует отметить еще одну особенность различных сигналов, подаваемых зверями при появлении опасности. Их хорошо воспринимают не только особи одного вида, но и преследующие их враги. Например, волки, увидя, что сайгаки к которым они подкрадывались побежали, делая сигнальные прыжки, их уже больше не преследуют Прекращают эти хищники и охоту на косуль, оленей и вилорогов, если заметят, что они вздыбили шерсть на своих зеркалах, т.е. обнаружила опасность. Хищники имеют опыт, что погоня за животными, которые их уже заметили бесцельна, так как все эти копытные бегают гораздо быстрее, чем волки. Известно также, что волки прекращали преследование вилорогов, когда до их чутья доносился запах мускуса их крестцовых желез, что указывало на испуг у последних. И опытный охотник, зная сигналы об опасности, подаваемые различными видами зверей, прекращает их преследование.

«Язык» зверей весьма многообразен и знание его охотниками окажет им огромную помощь. Поэтому каждый охотник должен изучать сигналы зверей, уметь их различать и подражать им.

Сигналы зверей можно назвать их «языком» лишь образно, не смешивая его с понятием о нашей речи.

В «Книге джунглей» Киплинга Маугли гордо говорил: «В джунглях много наречий, я знаю их все!». Каждый охотник должен стремиться к тому, чтобы и он мог сказать «В тундре, тайге, степях, пустынях, горах живет много различных видов зверей, сносящихся друг с другом разнообразными сигналами но большинство их мне известны».

А.Слудский, кандидат биологических наук, г. Алма-Ата

Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №9, 1960.

О нас

Пожелания и советы отправляйте на нашу почту. Мы учтем все ваши пожелания!

Интересные ссылки

x