В г. Вятке 25 ноября 1917 года власть перешла к Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в лице учрежденного Советом революционного исполнительного комитета, но приказы и декреты центрального правительства в губернию не доходили. В уездах работа органов власти была поставлена плохо из-за отсутствия исполнительной дисциплины и специалистов. С середины 1918-го до 1921 года губернию охватили антибольшевистские восстания и военные действия по разгрому частей белой армии. Тем не менее в 1919 году появился декрет Совнаркома РСФСР о сроках охоты и праве на охотничье оружие, в 1920 году - «Декрет об охоте», а в 1923 году ВЦИК утвердил этот декрет. Этим декретом передавались функции управления охотой Народному комиссариату земледелия, при Наркомземе создавалось Центральное управление по делам охоты - Центроохота, а на местах отделы Губохоты.
Удостоверение охотника.
Согласно «Декрету об охоте», все дикие звери и птицы на территории страны объявлялись государственным охотничьим фондом. В 1920 году Вятский Губземотдел утвердил «Правила об охоте в Вятской губернии». Охотиться на территории губернии разрешалось только при наличии охотничьего билета, выданного надлежащей властью. Впервые охота по своему назначению делилась на 4 категории:
- Трудовая охота - для удовлетворения личных и семейных потребностей.
- Охранительная охота - в целях борьбы с вредными зверями и птицами.
- Промысловая охота - с целью извлечения выгоды, т.е. продажи добытого.
- Научная охота - в научных целях.
Чтобы получить охотничий билет на право трудовой или промысловой охоты, необходимо было предъявить уполномоченным лицам членский билет от охотничьей организации. Билет предъявлялся по требованию лиц, наблюдающих за исполнением правил об охоте. На все виды дичи устанавливались сроки охоты или запрета, как, например, на лосей и коз охота запрещалась повсеместно. Запрещалось в течение года отлавливать какими бы то ни было способами глухарей, тетеревов, рябчиков, куропаток и вообще всякого рода дичь, кроме хищных и вредных зверей и птиц. В то время хищными и вредными признавались медведь, волк, лиса, барсук, хорек, ласка, выдра, норка, горностай, куница, росомаха, рысь, дикая кошка, белка, заяц, орел, беркут, ястреб, кречет, сокол, кукушка, ворона, сойка, ореховка, сорокопут, воробей и галка. Охотник, получивший билет на право трудовой или промысловой охоты, приобретал право охоты на территории губернии, кроме заказников и других мест, где охота запрещена. При наличии билета оружие не могло быть изъято и конфисковано иначе как по суду. У охотившихся без билетов конфисковались дичь и оружие.
Энергично развивалось общественное охот ничье движение и на местах.
Первый съезд Всероссийского союза охотни ков состоялся в Петрограде в 1920 году с 26 июня по 3 июля. Tpи делегата представляли на съезд охотников Вятской губернии: от Вятского уездного Союза охотников - М.А.Зиневич, от Слободсксго - А.И.Лихачев, от Зуевского - Л.Ф.Гарвалинский. Съезд предусматривал объединение все охотников России в один Всероссийский профессионально-производственный союз. Выступая на этом съезде, А.И.Лихачев говорил, что «наш охотничья организация зародилась уже год на зад. В охотничьем обществе всего 3525 членов, и оно разбито на ряд ячеек или мелких организации по волостям. Все эти организации послали мен сюда на съезд для того, чтобы как-нибудь добиться снабжения нашей губернии необходимыми охотничьими припасами».
Членский билет Всероссийского союза охотников.
В следующем году Вятскую губернию на Втором съезде Всероссийского союза охотников, который проходил с 17 по 24 июня 1921 года, представляли шесть делегатов с правом решающей голоса. От вятской делегации выступил делегат Савицкий, который сообщил, что «в настоящеее время в союзе состоит 27500 членов, в т.ч. промысловиков 3500». Этому предшествовали съезды на местах. В частности, в Котельничском уезд» Вятской губернии Второй съезд охотников этого уезда проходил 13-14 января 1921 года.
После выхода декрета «Об охоте» от 20 июля 1920 года и образования Центрального управления по делам охоты при Наркомземе (Центроохоты) на местах начали создаваться губернские и уездные управления по делам охоты (прообразы бывшей Главохоты и управлений на местах). Совместным циркуляром от 12 октября 1920 года Вятский Губземотдел и Вятская Губохота предписывали немедленно приступить к организации уездных управлений по делам охоты, назначая на посты членов союза охотничьих обществ.
В начале 1921 года территория губернии по сравнению с дореволюционной уменьшилась, она составила 108373,6 тыс. кв. км. Из ее состава выделилась Вотская область (ныне Удмуртская республика), часть волостей отошла к Татарской и Марийской АССР (ныне соответственно к республикам Татарстан и Марий Эл), к Пермской губернии (ныне краю). В состав губернии вошли 10 уездов: Вятский, Котельничский, Малмыжский, Нолинский, Орловский, Слободской, Уржумский, Яранский и вновь образованные Советский и Омутнинский. Население составляло 2259 тыс. человек, на сельское приходилось 96,04%, на городское - 3,96%. Национальный состав стал более однородным. Русские составляли 93,5%, марийцы - 2,8%, удмурты - 1,6% и прочие национальности - 2,1%.
Первая мировая и Гражданская войны привели к глубокой хозяйственной разрухе и без того слабое народное хозяйство Вятской губернии.
Первый съезд Всероссийского союза охотников Вятской губернии проходил 2-4 июля 1921 года. Этому предшествовало создание обществ в уездах Советском, Вятском, Яранском, Малмыжском, Зуевском, Котельничском, Орловском, Нолинском, Слободском с общей численностью более 8,0 тыс. человек.
По ходатайству первого съезда охотников Вятки с 1 сентября 1921 года на заведующего секретариатом управления общих дел Губисполкома Шерстобитова П.Г. были возложены обязанности по организации и заведованию Губохотой. В тот период на Губохоту возлагались следующие обязанности: выявление и централизация охотников в уездах, учет и регистрация охотников и оружия, регулирование сроков охоты, борьба с хищниками. В 1921 году Всероссийский союз охотников был преобразован во Всероссийский производственный союз охотников, а уже в 1924 году на 4-м съезде - во Всероссийский промыслово-кооперативный союз охотников. Была разрешена приписка охотничьих угодий низовым союзам и товариществам.
Значимый след в развитии охотничьего хозяйства Вятской губернии оставил выдающийся охотовед Лобачев Сергей Васильевич. Он родился в 1904 году в Слободском уезде, а с 1921-го по 1925 год работал в охотничьих организациях вначале председателем Слободского уездного, а затем Вятского губернского союза охотников. В сентябре 1925 года поступил на московские курсы охотоведения - первое в стране высшее учебное заведение по охотничьему делу. Он тесно сотрудничал с вятским журналом «Охотник и рыболов». С 1926-го по 1927 год в этом журнале было опубликовано 28 его работ. Сергея Васильевича, ученого-охотоведа, в равной степени можно охарактеризовать как крупнейшего ученого-хирурга.
Удостоверение на право ношения оружия.
Брошюра о правах и обязанностях члена товарищества охотников.
В Вятской губернии был образован в 1924 году Вятский губернский союз промыслово-кооперативных товариществ охотников и рыбаков - Вятгубохотрыбаксоюз. В Вятке кооперативное промысловое товарищество возглавил первый председатель Касаткин Петр Андреевич. Охоткооперация в Вятской губернии получила скудное наследие от существовавшего здесь производственного союза охотников, и все уездные отделы уже к 1926 году были переведены на кооперативный устав.
В конце июля 1926 года закончил работу 4-й губернский съезд Союза охотников. Делегаты согласились с резолюцией Всесоюзного съезда о необходимости сохранения единства системы охотничьей кооперации. Съезд высказался против вредного деления союза на кооперативные и любительские общества. Рассматривался вопрос организационного построения охотничьих и рыболовных артелей. Съезд высказался против запрещения весенней охоты в связи с малочисленностью населения на Севере, а также отсутствием охраны. Уделено было внимание сохранению заказников.
В области охотничьего хозяйства постановили: решить вопрос передачи местного денежного сбора на право охоты в распоряжение Союза для улучшения ведения охотничьего хозяйства; провести краткосрочные курсы по охотничьему делу; ввести в программу обучения в сельхозтехникумах лекции и занятия по охотничьему делу; для успешной борьбы с хищниками установить премию в размере 5 руб. за добытого волка и особую премию за медведя.
Сергей Васильевич Лобачев.
Фото из архива В. Лобачева
X съезд РКП(б) в марте 1921 года провозгласил переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП). Система НЭПа предусматривала создание материальной заинтересованности работающих в результатах своего труда, внедрение рыночных отношений в городе и деревне, использование частной собственности. В результате НЭПа жизнь в губернии стал; бурной, многоплановой и противоречивой. Часть нэпманов обходилась без наемного труда, а другие использовали минимальное число рабочих Скупкой пушнины на селе занимались госслужбы, нэпманы. Благодаря конкуренции возрастали цены на закупаемую пушнину, значительно улучшилось снабжение оружием и боеприпасами в магазине «Охотник». Нэпман г. Вятки И.В. Зорин, владеющий заводиком с механическим двигателем, производил дробь. В результате денежной реформы в 1924 году цены на сельскохозяйственную продукцию возросли на 75-160%.
С.В.Лобачев на охоте на медведя с рогатиной.
Фото из архива ОО КОООиР
Петр Андреевич Касаткин.
Фото из архива В. Лобачев
Уже 6-й Всероссийский съезд охотников, проходивший в 1926 году в Москве, на котором присутствовали делегаты от 107 организаций с 294724 членами, отметил успехи союза: удалось ликвидировать убыточность, добились банковских кредитов, установили тесную связь с Наркомторгом, Госпланом. Получены кредиты из фондов санирования и бюджета, значительно увеличены торговые обороты по сравнению с прошлыми годами.
Делегаты постановили добиться права выхода на внешний рынок, увеличения производства охотничьего оружия на Тульском и Ижевском заводах. Была поставлена задача всем Губохотсоюзам уделять основное внимание работе с промысловыми районами, а там, где население преимущественно занимается любительской охотой, организовывать охотничьи общества с ежегодными членскими взносами.
Члены правления Вятского губернского союза охотников (во втором ряду второй слева С.В.Лобачев).
В резолюции съезда было записано о возможности предоставления угодий в пользование охоткооперации с целью рационального хозяйствования в них. Также отмечено, что охотничье хозяйство нуждается в специалистах-охотоведах. Крупная роль отводилась московским курсам охотоведения имени С.Т. Аксакова. Признано необходимым в губерниях проведение краткосрочных курсов для обучения руководителей, работающих в товариществах.
Вятские курсы по охотничьему делу были открыты Вятским губернским конвенционным пушным бюро и зарегистрированы в Вятском губпрофобре. Занятия начались 1 марта и закончились 10 апреля 1927 года.
Основная цель курсов - повысить квалификацию местных работников по охотничьему и пушному делу, вызвать у них единообразное научно-обоснованное понимание охотничьего дела в целом как отрасли народного хозяйства. На курсы были командированы 17 слушателей от уездных и районных охотничьих товариществ, Вятского Губернского земельного управления, сельхозтехникума и других учреждений, связанных с охотничьим делом. Почти все слушатели имели среднее образование. Было прочитано 110 часов лекций и 46 часов практических занятий, из них 2 раза проведены облавные охоты. Лекции были прочитаны Б.С.Лукашом, В.П.Глебовым, С.А.Богатыревым, С.В.Лобачевым. Курсы прошли успешно, слушатели получили свидетельства об их окончании.
В 1926 году возобновилось издание специального охотничье-рыболовного журнала «Охотник - рыболов», главным редактором которого вновь стал Ф.П.Кунилов. Редакция журнала располагалась в здании Губохотсоюза в г. Вятке на углу улиц Дрелевского и Троцкого. После закрытия журнала Кунилов переехал в Ленинград, где был одним из создателей областного добровольного общества охотников.
Члены правления Губохотсоюза после удачной охоты на медведей.
Третий слева - С. В. Лобачев, четвертый - П.А. Томилов.
Фото из архива ОО КОООиР
В 1927 году проведена собственными силами первая областная выставка охотничьих собак, а в качестве судей были местные любители кровного собаководства (т.т. Пуни, Тихоницкий, Губин, Куклин), на ней было 220 посетителей, выставлено 72 собаки. Выставка была устроена кооперативно-промысловым товариществом охотников. В стране состоялся первый выпуск охотоведов.
20 марта 1927 года прошло чрезвычайное собрание уполномоченных Вятского губернского союза охотников. Союз оказался банкротом. После продолжительного и всестороннего обсуждения экономической ситуации собрание уполномоченных постановило: союз ликвидировать. Правлению Губохотсоюза в конце 1927 года всем составом пришлось в суде отвечать за финансово-хозяйственные нарушения. Из всего состава 6 человек были осуждены к различным срокам изоляции; судом оправданы Тихоницкий, Лобачев, Томилов, Батеньков, Никонов. Издание журнала «Охотник - рыболов» передано вятскому товариществу охотников. Это товарищество около 7 лет проработало, но после неоднократных преобразований ликвидировано на основании постановления ЦИК и СНК от 17.08.1933 в связи с ликвидацией кооперации и передачей охотничьего промысла колхозам.
В 1929 году Вятская губерния была включена в состав Нижегородского края, который в 1932 году был переименован в Горьковский, но уже 7 декабря 1934 года образован Кировский край, а 5 декабря 1936 года край был преобразован в область.
До начала коллективизации период охотничьей кооперации характеризовался самым интенсивным освоением ресурсов почти всех охотничьих видов Вятской губернии. Сельское население значительно возросло и было вовлечено в занятия охотничьим промыслом, в результате чего имел место перепромысел большинства пушных видов, что отмечал С.В.Лобачев в 1930 году в обзоре промыслов Вятского края. Этому способствовало широкое обеспечение товарами охотничьего ассортимента и огнестрельным оружием, а главным образом из-за отсутствия какого-либо контроля за промыслом, который велся стихийно, без соблюдения сроков и норм добычи. Соблюдалось неписаное правило: охотиться только в своих угодьях. Несмотря на строгий запрет и отсутствие реальной охраны, в губернии в эти годы (1920-1930) добывалось 100 лосей и до 60 северных оленей в год.
17 августа 1933 года ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О ликвидации охотничьей кооперации и реорганизации интегральной кооперации». В нем констатировалось, что во всех районах СССР, за исключением районов Крайнего Севера, организация охотничьего хозяйства и охотничьего промысла производится через колхозы. Закрепощенный колхозными делами охотник-колхозник в большинстве случаев не оправдал ожиданий, а устранение из сферы охотничьего промысла сложившихся форм кооперации было большой ошибкой.