Online клуб

Втр, 21 Май 2019

Первый закон об охоте и образование общественных организаций охотников в Вятской губернии

Опубликовано: Апр 19, 2012 Разместил: admin Категория: Охота в Кировской области

В 1892 году был принят первый российский закон об охоте.

По содержанию его нельзя считать значительным этапом в развитии охотничьей жизни в стране, потому что он не отражал интересы основной массы охотников, зато были узаконены привилегии для крупных землевладельцев и зависимость от них неимущих охотников. Уже через год в охотничьих журналах появились публикации, критически оценивающие его. В большинстве случаев закон оставался «мертвою» буквою, повсюду было необходимо усиление средств надзора. В журнале «Охотничий вестник» в 1901 году отмечалось, что дичь повсеместно уничтожена. «Пройдет 2-3 года, и русским охотникам придется жить только воспоминаниями». Все охотники ждали новый закон и желали, чтобы он дал права членам охотничьих обществ не только наблюдать за исполнением закона, но и возможность привлекать к ответственности нарушителей.

В Вятской губернии для выявления на охоте нарушителей губернатором Анисьиным был в 1893 году спущен циркуляр всем уездным исправникам и становым приставам для исполнения ст. 29 утвержденных 3 февраля 1892 г. правил об охоте. На основании их губернатор назначил на 3 года уполномоченным на обнаружение нарушителей правил охоты в пределах всей Вятской губернии статского советника А.А.Постникова. Об этом были извещены все члены полиции и им предлагалось оказывать Г.Постникову в этом деле полное свое содействие. Этим циркуляром предлагалось уездным исправникам подобрать кандидатуры из числа благонадежных охотников, с их согласия, с целью утверждения их в звании уполномоченных в уездах губернии. Уполномоченные наделялись правом заявлять об обнаруженных ими нарушениях полиции для принятия ею мер к преследованию виновных. Таким образом, в Орловском уезде в 1893 году уполномоченным был назначен на 3 года И.Г.Смирнов (городской судья), по Верхошижемскому уезду - земский врач С.А.Ишутинов. Лесному кондуктору Орловского лесничества И.Б. Бушу было отказано в предоставлении звания уполномоченного, т.к. губернатор счел уместным заявить, что «они и так по своему полномочию обязаны обнаруживать нарушения». Уполномоченные назначались не обязательно на территорию всего уезда. Так, например, дворянин Сошгинский A.M. осуществлял свои полномочия на пространстве 25 верст в окрестностях Холуницкого завода.

Под парусами на охоту к озеру Березовая курья.

Фото из архива ОО КОООиР

Под парусами на охоту к озеру Березовая курья.

В соответствии с правилами 1892 года об охоте никому не дозволялось охотиться без именного охотничьего свидетельства, выданного надлежащей властью (ст. 3), а для охоты на чужой земле требовалось письменное дозволение владельца (ст. 18). Дела по нарушению правил об охоте возбуждались в Вятском уезде чрезвычайно редко из-за разбросанности угодий и невозможности уследить за браконьерами, передвигающимися весной на легких ботничках по р.Вятке и широкому ее разливу.

Охота весной с 1 марта по 29 июня в Вятском уезде запрещалась. Частные владельцы на своих землях также запрещали охоту: Первушин - на Никольской фабрике, Рязанцевы – на Раковской, Александровы-в Талице. В казенных лесах осуществлять охоту в XIX веке охотникам было не на кого, а потому и билеты на право охоты в Управлении государственных имуществ почти не выписывались, вследствие чего регистрация охотников в Вятском уезде сделалась почти невозможной.

Во второй половине XIX века с территории губернии исчезли бобр и выхухоль, а в XX веке росомаха, белая куропатка и северный олень стали встречаться только на ее севере. Уменьшилась численность серой куропатки, не гнездились гуси, лебеди. Охота на лося запрещалась: он был уже на грани истребления. В конце XIX века в Орловском уезде добывалось не более одного лося или северного оленя в год. Хотя охота в Вятской губернии на северного оленя в этот период была запрещена, но, по имеющимся сведениям, в 1907 году на р.Лупье было убито 27 голов, уже в 1911 г. здесь же обнаружено стадо до сотни голов и из них отстреляно 11. В конце XIX века еще существовал древний способ добычи северных оленей загоном стада в ловчие ямы. Такие сооружения были обнаружены вблизи Березовских починков (ныне Афанасьевский район).

К концу XIX века началась активная работа по созданию охотничьих обществ. Его Императорским Высочеством и Великим князем Владимиром Александровичем было утверждено 3 июля 1872 года «Императорское общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты». Его действие распространялось на всю Российскую империю.

В России за короткий период было создано 210 таких обществ, 5 обществ - кинологических и 1 - хозяйственно-промысловое. По образцу этого общества в Вятской губернии были созданы Терсинское общество правильной охоты (1893 г.) (с. Терси Елабужского уезда); Камско-Воткинское (1901 г.) (располагалось в Камско-Воткинском заводе); Сарапульское общество любителей охоты (1899г.) (правление располагалось в г.Сарапуле), действие его распространялось на Вятскую, Уфимскую, Пермскую губернии; Котельничское общество правильной охоты; Вятское общество «Северных охотников» (1900 г.). Правление его располагалось в г. Вятке и действие общества распространялось на Вятскую губернию и уезды Никольский, Усть-Сысольский и Устюжский Вологодской губернии.

15 июня 1899 года на имя вятского губернатора поступило прошение от уполномоченного учредителей общества «Северных охотников» полковника Молоховца Л.Ф. с просьбой об утверждении Устава. Подлинник Устава подписали Молоховец Л.Ф., члены суда А.Волков, Гржиновский, дворянин В.Бонч-Осмоловский, вятский купец Р.Щелковозовский и др.

Обложка «Правил внутреннего распорядка Вятского общества «Северных охотников».

Обложка «Правил внутреннего распорядка Вятского общества «Северных охотников».

Правление Вятского общества «Северных охотников».

Правление Вятского общества «Северных охотников».

Третий слева в первом ряду - Отто Шнейдер.

Фото из архива ЗАО «Вятич»

Устав был составлен жандармским полковником Молоховцом по образу устава Терсинского общества. Первоначально Устав был передан для ознакомления вице-губернатору Новосельцеву, который отметил, что препятствий к его утверждению не имеет. По сравнению с Уставом Терсинского общества им были сделаны изменения и дополнения в количестве 7 пунктов.

Устав Вятского общества «Северных охотников» был утвержден министром земледелия и государственных имуществ А. Ермоловым 18 апреля 1900 г. Цели общества изложены в § 1 Устава:

а) ведение правильной, в дозволенное время, охоты;

б) размножение дичи и охранение ее, через содействие местным властям в преследовании охоты как в недозволенное законом время, так и запрещенными способами;

в) распространение понятий о правильной охоте, а также о полезных и вредных животных;

г) истребление хищных зверей и птиц;

д) улучшение способов охоты и в особенности улучшение пород охотничьих собак;

е) изучение местной дичи, ее образа жизни, нравов и привычек, акклиматизация южных пород птиц, а равно и приручение птиц, находящихся в диком состоянии, описание характера местности в крае, где она преимущественно водится; ж) упражнение в стрельбе. Старшина общества Л.Ф.Молоховец докладывал губернатору Клингенбергу Н.М., что председателем правления общества избран А.Г.Иогансон - провизор Вятской губернской аптеки, в квартире которого и располагалось правление.

Кроме Устава, правление общества «Северных охотников» разработало и опубликовало «Правила внутреннего распорядка Вятского общества «Северных охотников». Эти правила включали в себя 143 статьи и 7 разделов: общий раздел устанавливал регламент работы организации; 2-й раздел - правила обращения с оружием; 3-й раздел - правила состязательной стрельбы по тарелочкам и движущимся мишеням и пулями из нарезного оружия; 4-й раздел - правила, относящиеся к стрельбе пулями из винтовок, штуцеров и револьверов; 5-й раздел - правила общественных облавных охот; 6-й раздел - правила общественных охот с гончими; 7-й раздел - правила охоты по перу.

Нужно отметить, что членами общества были состоятельные и богатые граждане г. Вятки. Так, в 1904 году общество возглавлял Т.Ф. Булычев, вятский купец (1847-1926), прославившийся как крупный предприниматель и благотворитель. Основной вид деятельности - торговля хлебом. Им открыто буксирное и пассажирское пароходство по рекам Вятке, Каме, Волге, что было важно для 3-миллионного населения губернии. Кроме основной деятельности, Т.Ф. Булычев занимался общественной работой: он избирался председателем правления общества «Северных охотников». Им был представлен отчет о деятельности общества за 1904 год, о чем докладывал в МВД губернатор Хомутов П.Ф.

Охотник и богатый предприимчивый иностранец Карл Август Отто Шнейдер, немецкий пивовар-технолог, основатель фирмы в г. Вятке в 1903 году «Товарищество Вятского пивоваренного завода К.О.Шнейдер и Г.Н.Шмелева» в 1909-1910 годах возглавлял популярное в то время среди вятских купцов общество «Северных охотников». Через общество проходили все иногородние и иностранные предприниматели, желающие зарекомендовать себя в местном деловом мире. На охоте ему удавалось беседовать с губернатором, завоевывая его расположение. Вкус вятского пива узнали при дворах российского императора и европейских монархов. Умер скоропостижно в 1914 году. К.О.Шнейдер был почетным членом Вятского общества «Северных охотников». Он любил охотиться на медведей на берлогах. В 1912 году крестьянин из Слободского уезда нашел берлогу в Орловских лесах около с.Березовского, но при осмотре берлога оказалась пустой. В этот же день местный крестьянин-проводник указал К.О.Шнейдеру место, где осенью очень сильно лаяли собаки. В это место и направился Шнейдер с собаками, которые выгнали из берлоги медведицу. В этот выход на охоту ему удалось добыть 5 медведей.

После К.О.Шнейдера в 1911 году общество «Северных охотников» возглавлял А.Р.Маттес, провизор, страстный охотник и общественный деятель. В этом году он посетил поволжские охотничьи общества. Он отмечал, что «жизнедеятельность этих обществ выше похвалы, охотники живут дружно и любят свое дело», «общества устраивают всевозможные общественные охоты, не жалея средств на приглашение дорогостоящих окладчиков».

Маттес отмечал, что некоторые общества устраивают ежегодные выставки собак, объединены одними желаниями и стремлениями не так, как члены общества «Северных охотников», которые не могут похвалиться единодушием и дружной работой. Под флагом «Северных охотников» собрались люди разных положений, с разными вкусами и желаниями. Отсюда понятна та рознь и даже неприязнь друг к другу, обнаруживающаяся на собраниях и общественных охотах. Некоторые охотники смотрели на общество как на источник всяких благ, нужное лишь для удовлетворения их потребностей. При таком взгляде на дело результаты деятельности общества были плачевны. «Вятское общество «Северных охотников», уже существующее 10 лет, едва ли убило его членами на общественных охотах хотя бы 10 волков, а в окрестностях г. Вятки большое количество волков, наносящих значительный вред населению», - констатировал он. Председатель общества г-н Маттес был обеспокоен тем, что члены общества, во главе которого он стоял, далеко не единодушно встречают его предложения, направленные к оживлению деятельности организации.

Хотя и было записано в уставе общества «Северных охотников», что оно ставит своей целью улучшение пород охотничьих собак, практически этой работой не занималось. Охотничья организация мещанско-купеческой г. Вятки была возмутительно равнодушна к кровной собаке. Отдельные представители буржуазии да крайне немногие любители только и имели их. О том, чтобы снабдить массового охотника породными собаками, чтобы разъяснить преимущество их на охоте, о том, чтобы вести правильное разведение, об этом не было и речи. До 1927 года в г.Вятке не было проведено ни одной выставки собак.

Петр Павлович Никонов с гончей собакой по кличке Ньютон.

Петр Павлович Никонов с гончей собакой по кличке Ньютон.

Фото из архива А. Никонова

О невысоком уровне работы обществ охотников в начале XX века можно судить и о работе Котельнического общества «Правильной охоты», просуществовавшего 2 года (1910-1911 гг.). В этом обществе насчитывалось 62 члена. Первоначально общество направило свою работу на искоренение незаконной и несвоевременной охоты. О сроках и правилах охоты общество отпечатало 500 объявлений, было составлено на нарушителей 10 протоколов, привлечены к ответственности 27 человек. Устраивалось 15 общественных охот с гончими, добыто 130 зайцев, охоты же на волков были все неудачные. Зимой устраивались стрельбы по тарелочкам. И на этом общество прекратило работу.

Анализируя работу обществ того периода, можно сделать вывод, что в отсутствии производственной базы, арендованных или собственных угодий кроется причина их развала.

В 1911 году в губернии было издано скоропалительно и необдуманно обязательное постановление о запрещении продаж и покупки охотничьих дробовых ружей без полицейского свидетельства. В этом постановлении на охотника возлагались обязанности просить свидетельства на хранение и пользование оружием. В министерство внутренних дел стали поступать жалобы от охотников-промысловиков со всей России, оружейных фабрик, магазинов об отмене подобных губернаторских постановлений. Министр внутренних дел, войдя в положение населения, признал жалобы охотников и ружейных фабрикантов заслуживающими уважения и обязательные постановления губернаторов отменил. Даже такое краткосрочное постановление нанесло ущерб охотникам, которые не имели надежды на получение свидетельства и поторопились продать за бесценок свои ружья, тем самым пытались уклониться от штрафа или ареста за нарушение постановления.

Поездка на весеннюю охоту на гусей.

Поездка на весеннюю охоту на гусей.

Фото из архива 00 КОООиР

В 1898 году в Москве был созван I Всероссийский съезд охотников. На этом съезде впервые было выдвинуто предложение о том, чтобы охота, охотничье дело находились под руководством самих охотников.

Закон об охоте 1892 г. не устраивал государство и граждан-охотников. Новый проект обсуждался в ноябре 1909 года на 2-м Всероссийском съезде охотников и подвергся основательной критике, но, несмотря на это, Главное управление землеустройства и земледелия внесло в 1911 году в Государственную Думу проект новых правил об охоте, выработанный межведомственной комиссией с участием специалистов и знатоков охотничьего дела. В свою очередь Государственная Дума для рассмотрения этого проекта избрала особую комиссию из 22 членов под председательством члена Думы князя А.П.Урусова. Таким образом, давно ожидаемый проект поступил в законодательный орган. Отмечалось, что проектом предусмотрена новая дорогостоящая система управления охотничьим хозяйством. Согласно законопроекту, высшее управление охотничьим хозяйством Империи возлагалось на Главное управление землеустройства и земледелия; в каждой губернии и области предполагалось создать комитеты по делам охоты, а в каждом уезде, округе - назначить одного или несколько ловчих, нечто вроде инспекторов по делам охоты. Дополнительно предусмотрен был институт особой охотничьей стражи. Затраты на содержание этого аппарата требовались громадные, поэтому за право охоты устанавливался налог в размере 5 рублей в год. Кроме того, за право производства охоты весной на токах, вальдшнепиной тяге, с манком на селезней дополнительный налог - 15 рублей, а при весенней охоте на лебедей и гусей - 40 рублей. Совету министров предоставлялось право вводить в отдельных уездах и губерниях правила об охотничьем земельном цензе. В законопроекте было записано, что производство охоты допускается только на охотничьих участках, заключающих в одной окружной меже не менее 75 десятин. Это бы делало охоту привилегией богатого класса.

Охотничье свидетельство на 1914 год

Охотничье свидетельство на 1914 год.

В защиту законопроекта на съезде выступили лишь представители министерств, а также губерний Царства Польского и Курляндии, где цензовое ограничение уже действовало.

Съезд охотников России вынес по этому вопросу резолюцию: правила охотничьего земельного ценза, изложенные в проекте правил (ст.27) об охоте с приложениями, не допустимы. Съезд избрал организационный комитет, которому было поручено в течение 3 месяцев издать все материалы съезда.

Жаркая дискуссия на 2-м съезде охотников разгорелась по запрещению весенней охоты или ее строгой регламентации. Но все-таки для северной и средней полосы России по установлению запрета на весеннюю охоту было сделано исключение, т.е. проектом разрешалась охота на самцов глухаря и тетеревов на токах членам организованных охотничьих обществ в сроки с 10 апреля по 1 мая для личного пропитания, но без права продажи дичи.

Постановление съезда касалось и полного запрещения охоты на самок лосей и северных оленей. Территория Российской империи делилась на 4 климатические полосы для установления сроков охоты, что предлагалось установить новым законом об охоте. Вятская губерния, по предложению зоологической комиссии, была отнесена в Северную полосу с 24 другими губерниями Российской империи.

Политическая обстановка в России сложилась так, что проект закона в 1914 году Думой не был принят - началась первая империалистическая война с Германией.

Резолюции, принятые на 2-м съезде охотников, широко обсуждались в провинциальных охотничьих организациях и в печати. Что же такое было в резолюциях? Что так привлекло интерес к съезду?

Оказывается, решения съезда коренным образом меняли правила пользования охотничьим хозяйством. Съезд высказал пожелание о прекращении весенней охоты до 15 июля, что уже многие общества выполняли неукоснительно, т.е. для всех членов охота прекращалась.

Вернувшиеся в губернию делегаты съезда ознакомили своих товарищей по страсти с работой съезда и всего услышанного на нем. Съезд заставил посмотреть на себя и охотничье хозяйство другими глазами и способствовал объединению охотничьих организаций в каждой губернии для работы по единому плану. В Вятской губернии большинство обществ высказалось за изменение сроков охоты не с 29 июня, как было, а с 15 июля (старый стиль), а некоторые общества, кроме того, совсем запретили своим членам весеннюю охоту.

Журнал «Рыболов-охотник» в своей передовице отмечал, что «это свидетельствует о нарождающемся среди охотников сознании необходимости охранять природные богатства, исчезающие, можно сказать, не по дням, а по часам».

О сокращении болотной и лесной птицы свидетельствует то, что охотники вынуждены забираться в отдаленнейшие глухие уголки, чтобы в течение суток добыть хотя бы одного-двух бекасов или утку.

О нас

Пожелания и советы отправляйте на нашу почту. Мы учтем все ваши пожелания!

Интересные ссылки

x