Черный хорь, он же лесной или обыкновенный (Putorius putorius), представитель широко распространенного и крайне важного в промысловом отношении семейства куньих (Mustelidae), населяющего, за исключением Австралии, все материки земного шара.
Область распространения (ареал) самого хоря не столь значительна и ограничена странами Западной Европы, где он встречается почти повсеместно, и европейской частью Советского Союза. Здесь границами распространения черного хоря являются: на севере — средняя Карелия, Архангельская область (до 60' северной широты) и центральные районы Коми АССР, на востоке — Уральский хребет и на юге — побережье Азовского и Черного морей (за исключением Крыма).
Благодаря сокращению площадей сплошных лесов на севере и востоке, а также росту полезащитных лесных насаждении на юге ареал хоря в СССР в течение последнего времени значительно расширился к северу, так и к югу.
Черный хорь.
Однако наибольшей численности и промысловой плотности хорь по-прежнему достигает лишь в полосе смешанных и лиственных лесов, где имеются типичные для него стации обитания. Последние благодаря экологической пластичности вида относительно разнообразны, но все же предпочтительнее заселяются хорем не сами лесные массивы, а их края, граничащие с сельскохозяйственными полями, вырубки и зарастающие гари, островные леса и перелески. Весьма обычен он также по долинам рек и ручьев, обитает по берегам лесных озер, особенно если эти водоемы богаты водоплавающей птицей, водяной крысой и ондатрой, живет в непосредственной близости от селений, а нередко и в самих деревнях, где заселяет различного рода сельскохозяйственные постройки — сараи, амбары, скотные дворы и даже селится в подполье жилых домов.
Как у большинства куньих, тело у хоря удлиненное, стройное и гибкое, с короткими, но сильными ногами, с подвижной шеей и головой. Длина туловища достигает 50 см, хвоста — 10-13 см. Волосяной покров в целом относительно плотный однако остевой волос редким, несколько грубый и длинный. Подпушь шелковистая, белесого или желтого цвета, реже с кирпичным оттенком. Окраска остевых волос нередко изменчива, обычно на спине и хвосте она бывает черно-бурой, а на брюшке, как правило, всегда бурая. Встречаются однако и целиком черные и даже белые особи.
Хорь ведет скрытный, преимущественно ночной образ жизни. Местами дневки ему служат кучи хвороста, камней дров, пни и кочки с подземными пустотами и различные норы других зверьков. Нередко хорь днюет под стогами, скирдами и разными постройками. В случаях недостатка кормов бывает активен и днем, а в плохую погоду иногда по нескольку ночей не покидает своего убежища, особенно если в нем имеются запасы пиши. Обычно же с наступлением сумерек хорь выходит из своего убежища и отправляется на охоту. Расстояние, на которое хорь уходит от мест дневки в поисках пищи, зависит от видового состава и количества мелких животных, населяющих его охотничий участок. Если таких животных достаточно, охотничьи маршруты хоря обычно невелики, однако в малокормные годы он за ночь проходит большое расстояние и соответственно обыскивает большую площадь.
Хорь очень активен всю ночь: насытившись, продолжает охоту и делает запасы пищи, складывая их чаще всего в местах своих дневок. По следам на снегу часто приходится наблюдать, как хорь тащил в свою кладовую то мышь, то полевку. В одной из таких кладовых хоря в январе 1960 года в Псковской области мы насчитали 47 лягушек. Столь же обширными бывают запасы мышей и полевок.
Состав пищевого рациона зверька весьма разнообразен. Пищей ему служат различные виды мышевидных грызунов, кроты, лягушки, птицы и их яйца, змеи, ящерицы, насекомые, реже рыба и другие мелкие животные. За сутки хорь съедает около 10-15 мышей или полевок либо равное им по весу количество другой животной пищи. Он настолько смелый и дерзкий хищник, что нередко нападает на животных. значительно превышающих размерами его самого: зайца, сурка, ондатру, а забравшись в курятник или крольчатник, не ограничивается добычей в виде одной курицы или кролика, а, как правило, уничтожает их несколько.
В поисках добычи хорь движется неспешным галопцем, часто останавливается, а причуяв добычу, умело скрадывает ее. При нужде он может забраться на дерево и совсем неплохо лазает и ныряет.
Обычно хорь живет очень оседло, придерживаясь из года в год одних и тех же участков. Только в случае резкого ухудшения условий обитания хорь перебирается в угодья, расположенные по соседству.
Численность хорей в отдельные годы на одних и тех же участках нередко значительно колеблется. Однако причины этого явления до сих пор недостаточно выяснены. Предположительно изменение численности хоря зависит от состава, состояния кормовой базы и различных инфекционных заболеваний.
Хорь — полигамный зверек, то есть один самец может спариваться с несколькими самками, точно так же, как и самка может спариваться с разными самцами. Сроки гона растянуты — в течение марта — апреля, так как течка у отдельных самок в зависимости от индивидуальных особенностей (возраста, упитанности и т.д.), а также метеорологических и других условий происходит в разное время. Вместе с тем продолжительность течки, наблюдаемая у одной особи, коротка и исчисляется всего 3-5 днями.
Беременность продолжается около 40 дней. В помете бывает 4-6, реже 2-3 детеныша. Зарегистрированы случаи и более многочисленных пометов (до 12 шт.).
Типичная станция обитания черного хоря.
Следы черного хоря (на жировке)
Перед рождением детенышей в земляных норах, в кучах камней, под корнями деревьев и пней или в других укромных местах самка устраивает гнездо, в котором и рождаются слепые, совершенно беспомощные и почти голые хорята. Глаза открываются у них лишь на 34-36-й день жизни. А уже через месяц после этого они становятся сравнительно самостоятельными, хотя некоторое время держатся еще выводком и не расходятся далеко от гнезда. Окончательный распад выводка происходит осенью. В это время молодые зверьки заселяют соседние угодья и ведут вполне самостоятельную жизнь.
Растут сеголетки довольно медленно и к зиме редко достигают размеров взрослых хорей. Вероятно, и половое созревание молодых хорей наступает лишь на втором году жизни, хотя имеющиеся по этому вопросу литературные сведения очень противоречивы. По данным одних авторов, хори становятся половозрелыми на втором году жизни, по данным других авторов — на первом. Вполне возможно, что в природе имеет место и то и другое явление, причем при благоприятных условиях половозрелость наступает на первом году жизни, а при неблагоприятных условиях — на втором году.
Небезынтересным является и то обстоятельство, что черный хорь может спариваться с другими куньими, в частности, с норкой и белым или степным хорем. Такие помеси редко бывают похожи на одного из родителей и чаще несут признаки промежуточного характера.
К числу врагов хоря следует отнести некоторых более крупных четвероногих хищников (рысь, лисица и др.), а из птиц — филина и крупных сов. ведущих, как и хорь, ночной образ жизни. Надо сказать, что взрослый хорь необычайно живуч, защищается злобно и смело и нередко от защиты переходит в нападение, применяя при этом, помимо острых зубов и когтей, неприятно и сильно пахнущий секрет расположенных у заднепроходного отверстия желез. Запах выделений этих желез настолько едок и противен, что буквально ошеломляет противника и дает возможность хорю воспользоваться его замешательством. Поэтому далеко не всякий раз и более крупным хищникам удается справиться с хорем. Чаще всего в таких случаях их добычу составляют молодые и неопытные хорьки.
Линяет хорь весной и осенью. Весенняя линька происходит в марте-мае, осенняя — в сентябре-ноябре. Шкурки хоря высоко ценятся на международном пушном рынке и большая их часть экспортируется за границу.
Однако хозяйственное значение черного хоря определяется не только лишь стоимостью экспортируемых и реализуемых на внутреннем рынке шкурок. Большую пользу приносит он, истребляя многочисленных вредителей сельского и лесного хозяйства: мышей, полевок и других грызунов, являющихся в то же время разносчиками многих, в том числе и опасных для человека, болезней.
К сожалению, эта сторона сельскохозяйственного и санитарно-гигиенического значения хоря, как впрочем и многих других мелких хищников, не имеющая достаточно четкого цифрового и денежного выражения, нередко остается незамеченной, между тем как ее значение быть может во много раз превышает стоимость заготовляемых шкурок. Вред же, приносимый хорем охотничьей фауне и полезным для сельского и лесного хозяйства животным не столь значителен и с лихвой окупается его полезной деятельностью и ценной шкуркой.
О.Русаков, г. Ленинград
Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №3, 1961.