Каменный глухарь, ближайший родственник глухаря обыкновенного, значительно отличается от последнего как по окраске, так и по сложению.
Самец - весь иссиня-темный с резко контрастными белыми пятнами на крыльях и кроющих хвоста. Длина шеи и хвоста у него большая, чем у обыкновенного глухаря, тогда как голова, клюв и размах крыльев – меньших размеров.
Самка - темно-коричневая, с зеленым металлическим отливом перьев на зобе.
Каменный глухарь способен к длительным перелетам. В случае опасности он может очень быстро подняться вертикально вверх или улететь, искусно лавируя среди деревьев. Обладая мощной мускулатурой ног, каменный глухарь почти весь год кормится, передвигаясь по земле, причем особенно много ходит в зимнее время.
Распространен каменный глухарь от лесостепных районов Бурятии и Читинской области на юге – до лиственничников Якутской лесотундры на севере, а на восток – до приморья и острова Сахалин. На правобережье Енисея ареал каменного глухаря соприкасается с ареалом обыкновенного глухаря и эти районы могут считаться западной границей его распространения.
В Якутии и Забайкалье каменный глухарь обитает в чистых лиственничниках, но в Эвенкийском национальном округе, а также в северных районах Бурятии и Иркутской области он встречается в самых разнообразных стациях: в кедровниках, лиственничниках, смешанных и чистых сосновых борах. Населяет он и сильно захламленные участки горной тайги.
Численность каменного глухаря в пределах занимаемого ареала не одинакова и подвержена значительным изменениям по годам. В некоторых районах Читинской области и Бурятии каменного глухаря бывает настолько много, что во время промысла его заготавливают до нескольких десятков тыс. штук.
Вместе с первыми проблесками весны начинаются тока каменного глухаря. В эти дни вылетевшие после ночевки из снежных лунок самцы подолгу сидят на верхних ветках деревьев. Слышится тихое сухое пощелкивание, запевающие петухи принимают позу, сходную с позой токующего обыкновенного глухаря. Раздается одна громкая песня, другая, затем следуют редкие щелчки, сливающиеся после каждой песни в трель. В целом пение каменного глухаря можно изобразить примерно следующим сочетанием звуков: «трак-так-так-так; трак-так-так-так; трак-так-так-так-так».
Во время пения каменный глухарь очень осторожен, ни на минуту не теряет способности воспринимать звуки и прекрасно все видит, что значительно затрудняет скрадывание его на весенней охоте.
Для каменного глухаря характерно наличие временных токовищ на местах кормежек, в стациях зимнего обитания. В Прибайкалье, например, глухари начинают петь на оттаивающих ранее всего откосах побережья, покрытых куртинами толокнянки и брусники. Но с начала мая происходит смена токов. Глухари улетают в глубь тайги на постоянные токовища, где держатся весь период размножения до начала линьки. Эти постоянные токовища располагаются в самых разнообразных условиях местности и растительного покрова: в угнетенных редкостойных лиственничниках на вечной мерзлоте, на заваленных буреломом участках старых гарей, в чистых сосновых борах, на склонах как южной, так и северной экспозиции, в долинах рек, на гребнях гор высотой 1000-1300 м над уровнем моря.
По количеству слетающихся птиц особенно богаты глухариные тока в лиственничниках Байкальского хребта близ верхней границы леса. В середине мая на этих токах еще довольно холодно и лежит снег, хотя внизу в долинах уже тепло, цветет прострел и распушилась нежной зеленью лиственница.
На вечерний ток глухари собираются отовсюду, вылетают из распадков и низменностей, опустив крылья без единого взмаха, спускаются с соседнего более высокого гребня. Усевшись на лиственницах, петухи развертывают веером хвост, вытягивают вертикально шею и начинают щелкать. Вечернее токование продолжается до полной темноты, причем на земле в это время глухари токуют редко. Постепенно пение замолкает. Переставшие петь птицы перелетают ночевать на соседние деревья; иногда глухари ночуют и на снегу.
Утреннее токование отличается от вечернего прежде всего тем, что глухари проводят большую часть времени на земле. Ночной сумрак еще не рассеялся, но уже слышится первое щелканье неугомонных токовиков. Во время пения глухарь взлетает с громким хлопаньем крыльев на 1-2 метра над землей и вновь опускается на развернутом хвосте и при спущенных крыльях, как на парашюте. Вслед за первым следует целая серия таких «взлетов». Каждый глухарь поет на своем участке, по которому передвигается со скоростью быстро идущего человека. Но случается, что два щелкающих и «взлетывающих» петуха встречаются. При этом, так же как и у обыкновенного глухаря, происходят «турнирные» бои. Только в данном случае петухи не наступают и отступают друг перед другом, как обыкновенные глухари, а кружатся один возле другого.
Часам к пяти, когда уже достаточно светло, на ток прилетают глухарки. Обычно они появляются в одном и том же месте. Те глухарки, которые ночевали на току, подсаживаются к ним.
С прилетом глухарок ток разгорается с особой силой. Беспрерывно щелкающие самцы подбегают к самкам и начинают отгонять их каждый к своему излюбленному месту. Во время этого своеобразного «дележа» самок глухари не дерутся и «турнирных» боев между ними не бывает. Каждый петух зорко следит за своим табунком самок. Но, как они ни подталкивают крыльями и ни собирают вместе разбредающихся глухарок, не каждому из них удается удержать их. По-видимому, глухарки хорошо различают и в какой-то степени сами выбирают токовиков, возле некоторых глухарей каждое утро собираются табунки до десятка самок.
Нам довелось наблюдать спаривание каменных глухарей. Одна из самок забегает вперед токующего самца, останавливается, распускает крылья и, трепеща ими, ложится на землю или снег. Эта обращающая на себя внимание поза не что иное, как призыв к спариванию. В то короткое время, когда подбежавший глухарь топчет ее, как петух курицу, глухарка концами крыльев удерживается в горизонтальном положении. Такие позы принимают почти все глухарки, которые ходят с токовиком. За утро один самец успевает лишь один-два и редко три-четыре раза спариться с одной или с разными самками. Спаривание происходит в течение всего пяти-шести утренних зорь, но глухарки задерживаются на токах значительно дольше. По-видимому, они очень любят слушать пение самцов, так как даже при уже начавшемся насиживании кладки утром летают на тока. В середине июня каменные глухари северного Прибайкалья полностью прекращают пение и покидают токовища.
Гнездятся, каменные глухари на кочках ерниковых болот, поросших мелкими лиственницами, в борах, в сосняках на солнечных сторонах гребней гор, т.е. в микроклиматических условиях, пригодных для насиживания. Глухарка строит несложное гнездо - в небольшое углубление сгребает сухие тонкие веточки и травинки и перемешивает их с перышками, выщипанными с брюха. Гнезда располагаются обычно под стволами упавших деревьев в кучах хвороста и просто открыто где-нибудь у основания дерева. В зависимости от возраста глухарки несут 5-6 и до десятка яиц с темно-коричневыми крапинами и пятнами.
На гнезде глухарка сидит очень крепко. Несмотря на приближение опасности, птица не покидает гнезда, которого не может обнаружить даже собака с хорошим чутьем. По утрам глухарка отлучается для кормежки. Но яйца не успевают остыть до температуры окружающего воздуха в результате активных процессов обмена развивающихся эмбрионов. Через 26-28 дней птенцы разламывают хрупкую скорлупу по средней части яйца и выходят наружу. Массовое появление глухарят в Забайкалье падает на вторую половину июня.
Каменный глухаренок-пуховичок похож на тетеревенка своей коричневой шапочкой на темени, а на обыкновенного глухаренка - темными полосками вдоль спины. Примерно через 7-9 дней после появления на свет крохотные птенцы уже могут перепархивать. Ловко и быстро пробираются они в траве, а при приближении опасности и тревожном крике глухарки прекрасно затаиваются. Хорошая защитная окраска и отсутствие запаха - спасают пуховичков от четвероногих хищников. Самыми опасными врагами глухарят являются ястреб-тетеревятник и мохноногий канюк. Эти зоркие птицы могут целиком истребить весь выводок, особенно если глухарята не могут еще летать. Даже если летный выводок лишится матери, разлетевшиеся глухарята все равно гибнут от тех или иных причин.
Растут глухарята довольно быстро и к началу сентября достигают размеров взрослой самки, а молодые петушки к октябрю - размеров взрослого самца (кроме головы и хвоста). Полное развитие у самцов заканчивается ко второму году.
Пуховой наряд глухарят вскоре заменяется первым птенцовым, а затем примерно через месяц наряду с выпадающими перьями начинают расти перья осеннего наряда, свойственного взрослым птицам. Линька каменного глухаря отличается от других тетеревиных нашей фауны тем, что смена всего пера происходит осенью лишь у птиц, достигших года. У глухарей в возрасте двух лет и старше во время осенней линьки не происходит полного обновления оперения и остается до 30 процентов старых перьев. Регулярно сменяются первостепенные маховые и рули. Так называемый «летний наряд» встречается уже в начале мая и только у молодых птиц, не участвующих в размножении.
Осенью после распада выводков самцы и самки собираются отдельно в однородные стаи от нескольких особей до нескольких десятков птиц и разлетаются в поисках кормов: по голубичникам, брусничникам, урожайным кедровникам.
Зимой каменный глухарь поедает преимущественно сережки и концевые побеги карликовых берез, веточки лиственницы, хвою кедрового подроста, предпочитая ее сосновой, ягоды шиповника и можжевельника. Несмотря на скудные зимние корма, каменный глухарь сохраняет до весны значительные запасы жира, достигающие 12 процентов общего веса птицы.
Весной во время размножения глухари поедают распускающуюся хвою и цветы лиственницы, цветы сон-травы, пушицы, осоки, перезимовавшие ягоды толокнянки, брусники, вероники, голубики и клюквы.
Летом взрослые линяющие птицы поедают примерно тот же корм, что и молодые. В это время в их питании преобладают листочки, цветы и семена различных растений, созревающие и перезимовавшие ягоды, насекомые и пр. Для каменного глухаря почти во все сезоны важна береза и лиственница так же, как сосна для обыкновенного глухаря. В этом, пожалуй, наиболее существенное отличие в питании этих двух видов, хотя обыкновенный глухарь и срывает иногда соцветия березы и хвою лиственницы, а каменный стрижет хвою сосны.
Особенно интересны взаимоотношения между каменным и обыкновенным глухарями в тех частях Восточной Сибири, где места распространения этих видов совпадают. В результате физиологического сходства между этими глухарями идет повсеместно широкая гибридизация. Получающиеся при этом помеси, так называемые глухари темно-серые, отличаются от исходных форм в общем промежуточной характеристикой внешних признаков и внутреннего строения.
Каменный глухарь является объектом спортивной охоты и одновременно промысловой птицей. Осеннюю спортивную охоту на каменного глухаря надобно открывать не ранее первой половины сентября, а промысловую начинать в то время, когда птицы достигнут максимального веса – примерно в первую половину ноября. К этому времени бывает уже достаточно холодно и битая дичь избежит порчи.
С.Кирпичев, ст. научный сотрудник Баргузинского заповедника
Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №5, 1960.