В течение более полувека гордый красавец пойнтер был излюбленной собакой многих охотников.
Эффектные, удобные на охоте окрасы, короткая блестящая шерсть, рельефно оттеняющая свойственную пойнтеру скульптурность форм, чутье и стиль работы — все отлично в этой породе.
С начала полевых испытаний пойнтер не имел конкурентов. Из 26 Дипломов 1 степени, присужденных на испытаниях в СССР в 1923-1941 годах, 22 завоеваны пойнтерами. Высшей полевой аттестации — звания абсолютного полевого чемпиона за всю историю полевых испытаний до 1941 года были удостоены всего три собаки-пойнтера — Рокет 142, Марфильд-Мэг 4157 и Лили 45/п.
В послевоенные годы пойнтер снова занял свое почетное место на ринге и в поле. Блек 26/п В.Рождественского становится четвертым абсолютным чемпионом. Небезынтересно отметить. что из шести конкурентов Блека, выступивших на состязаниях, четыре пойнтера, а из них Гринго 272/п, Дар 268 п и Газель — непосредственные потомки Блека.
В последние десять лет положение резко изменилось. На Московской юбилейной выставке в 1957 году было показано всего 46 пойнтеров — в два раза меньше по сравнению с 1947 годом. Обеднел ринг в Ленинграде, в Ярославле. Калинине и многих других городах, где класс пойнтеров ранее был очень высок. Только энтузиасты породы в Крыму настойчиво и успешно работают с пойнтером.
Одновременно с уменьшением поголовья пойнтер, в значительной степени утратил свою былую славу, хотя и теперь еще он не уступает другим породам.
В чем причина «падения» пойнтера. Почему охотники «изменили» своему любимцу? Может быть, это закономерно связано с изменением характера охотничьих угодий, как об этом сказано в одном из отчетов юбилейной выставки?
Вряд ли можно такие суждения признать справедливыми; например, английский сеттер достиг небывалого расцвета породы, хотя по характеру использования он мало чем отличается от пойнтера.
Одной из причин снижения интереса к пойнтеру надо признать разноречивость экспертизы С экспертизой пойнтеру, прямо скажем, не повезло: и взаимная нетерпимость сторонников «черных» и «пегих» кровей, и разноречивые толкования о «прямоплечести» и «прямозадости», и, наконец, погоня за «модными» производителями — все это окончательно дезориентировало пойнтеристов и привело к необоснованному забвению и утрате ценных линий и семейств, а следовательно, к общему ущербу для породы Немалый вред приносят породе ничем не обоснованные, но распространенные суждения, а в этом грешны и наши старейшие кинологи, - о вырождении пойнтера, об окончательной потере ценных линий, о безвозвратной утрате пойнтером былой славы. Как будто мы не имели в самом недалеком прошлом блестящих выступлений выдающихся полевиков.
Нельзя не признать, что пойнтер и по экстерьеру и по стилю работы менее однотипен, чем, например, английский сеттер. Однако пойнтер значительно менее инбридирован. в родословных современных пойнтеров до сих пор сохранились довольно четко обособленные линии и семейства.
В связи с этим неплохо вспомнить, что любители ирландского сеттера после войны начали племенную работу, имея в своем распоряжении по качеству и количеству несравненно меньше материала и, несмотря на это. вывели породу на небывалую высоту, особенно в полевом отношении.
Среди охотников распространено преувеличенное мнение о зябкости пойнтера: он дрожит, как «часовая пружина», и часто поскуливает во время приостановок на охоте; но чаще всего это бывает не от холода, а от избытка охотничьей страсти, энергии, от нетерпения ринуться в поиск!
Многие охотники избегают пойнтера, отдавая дань породам «универсальных» собак, с которыми «можно охотиться круглый год». Однако нельзя не отметить, что стремление к «универсальности» легавой противоречит принципам спортивной охоты, а при наших климатических условиях, когда зверовая охота падает на зимние месяцы при снежном покрове, вообще теряет смысл.
Можно с уверенностью сказать, что снижение интереса к пойнтеру — явление временное, преходящее. И теперь уже многие охотники, неосмотрительно отступившие от пойнтера, снова к нему возвращаются.
Теперь нет смысла говорить о том, что мы потеряли в породе за эти годы, лучше сосредоточить внимание любителей на том, что еще осталось.
В Москве, Горьком и других городах немало еще собак линии Блека — носителей необычайного чутья и красивого темпераментного стиля
Среди этих собак немало выдающихся полевиков. К сожалению, в отношении экстерьера линия недостаточно константна.
Кровь Аксакала и ввезенных производителей — Османа 5280, Секюрити Поповой сохранилась в потомстве Джима 344/п и особенно в потомстве Нара 567/п
Немало отличных собак идет по линии Бокса 60/п и его продолжателя Бена 517 п. В этих собаках наиболее полно представлены кровь Раппо 4607 и его знаменитых предков, в том числе Микадо, Марфильд-Мэг и др.
Отличные экземпляры сохранились по линии Мауса 121/п и Мануса Зотова, идущие от сочетания черного Мига и черно-пегой Лили. Желто-пегий окрас, характерный для этой линии, объясняется. с одной стороны, преобладанием пегих предков в родословной Мига, а с другой — сказалось. безусловно, положительное влияние со стороны матери Мануса — Тилл Мухина.
В последние годы московские пойнтеристы использовали новых производителей привозных пойнтеров из Чехословакии.
Большой интерес представляют ленинградские производители, идущие от интересных и типичных только для Ленинграда предков, крови которых значительно освежены за счет ввезенных из-за границы собак.
Сохранившееся поголовье пойнтеров представляет собой вполне приемлемый и достаточный материал для совершенствования этой замечательной породы. Очень важно, чтобы не повторить старых ошибок — не замкнуться в пределах одной линии, не делать ставку на одного-двух «самых лучших» производителей, а работать одновременно со всеми сохранившимися линиями и семьями, отбирая из них лучшее.
Залог успеха в работе с пойнтером в активизации направляющей роли секции собаководства и в продуманном, целеустремленном отношении к племенной работе самих пойнтеристов. Не может быть сомнений в том, что пойнтер в ближайшее время снова займет свое законное место как на ринге, так и в поле (Показатели экспертизы породы на Всероссийской выставке собак 1960 г. и результаты Московских полевых состязаний говорят о положительных сдвигах в разведении пойнтеров. Прим. ред.).
Л.Головлев, г. Торжок
Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №12, 1960.