Кроме научных (латинских) и общепринятых книжных обозначений, подавляющее большинство птиц, в том числе охотничьих, имеют исконные народные названия. Подчас одна и та же птица в разных местах называется по-разному и, наоборот, совершенно различные виды имеют одинаковые названия. Многие из них неизвестны широкому кругу охотников и натуралистов и имеют хождение лишь в ограниченной местности. Некоторые названия приводятся в таких широко распространенных руководствах, как «Птицы России» М.А.Мензбира или новейшая сводка Г.П.Дементьева и др. «Птицы Советского Союза» (1951-1954). Однако нигде не объяснено происхождение народных названий.
Между тем за многими из них кроется глубокий биологический смысл. В них отражены многовековые наблюдения русских крестьян, охотников, всех простых людей, постоянно соприкасающихся с природой, знающих и любящих бескрайние просторы своей Родины. Места обитания птиц, их повадки, особенности питания, внешний облик, характер песни или крика — все это нашло отражение в народных названиях. Недаром многие из них узаконены на страницах научных изданий, а некоторые, в своем буквальном звучании, вошли в международную зоологическую номенклатуру. Чего стоит, например, научное название одного из чеканов Oenanthe pleschanka, второе слово в котором образно характеризует белую шапочку («плешь») на голове этой птички! Таких примеров можно привести немало.
Знакомство с происхождением некоторых наиболее метких народных названий охотничьих птиц будет для читателей журнала не только интересно, но и полезно.
Рябчик. Несомненно, что пестрая «рябая» окраска оперения определила название этой широко распространенной охотничьей птицы. Оно настолько характерно, что давно перешло в книги и является единственным русским научным названием этой птицы. Всевозможные местные вариации — рябец, рябок и т. п. — отражают все ту же характерную особенность наряда рябчика. Достойно внимания, что в местностях, где рябчик встречается наряду с серой куропаткой (тоже пестрой или «рябой»), его, в отличие от куропатки, зовут боровым или мохноногим рябком. Оба названия подчеркивают другие особенности рябчика — его тесную привязанность к хвойному лесу, оперенность ног. Серую же куропатку там зовут полевым или степным рябчиком, «рябчиком-голоножкой».
Тетерев-косач. В названии этой птицы отразилось своеобразное строение удлиненных перьев хвоста, загнутых в стороны «косицами». Отсюда и украинское — «косец». Преобладающая черная окраска петуха породила и другое меткое название — черныш.
Но не только внешность нашла отражение в народных названиях тетерева. Его привязанность клееным полянам, перелескам, к кормежке на полях привела к появлению таких имен, как полевой тетерев, полевик, польник, поляш, полюх. Тяготение его к зарастающим лесным гарям и палам слышится в названии пальник. Охотники давно заметили, как любит тетерев обгоревшие кочки, пни, валежник и даже отдельные головешки, хорошо маскирующие эту крупную черную птицу.
Особенности питания косача вызвали к жизни такие названия, как тетерев-березовик или березовый тетерев. В самом деле, как же иначе назвать птицу, которая большую часть года кормится исключительно сережками березы? Лучше и не придумаешь!
Самки тетеревов имеют особые, отличные от петуха названия. Столь обычные в народе тетеря, тетерка или тетерька возникли, по-видимому, как подражание крику самки при взлете. А потом, наверное, и косача стали звать тетеревом... Тетерка же за свою пеструю, рябую окраску в иных местах называется рябушкой.
Глухарь (глушень, глушак, глушец, глушник, глушняк).
В этих названиях самого крупного нашего тетерева-глухаря отражена его замечательная особенность — временная глухота в определенные моменты токованья, во время скирканья. Не будь этой особенности, не было бы и волнующей русской охоты на глухарином току. Немудрено, что имя «глухарь» приобрело столь широкое распространение и стало основным научным названием этой птицы. Нередко ее зовут также глухим тетеревом, противопоставляя тетереву-косачу.
Замечательный русский писатель и охотник С.Т.Аксаков полагал, что «...имя «глухарь» дано ему не потому, что он глух, а потому, что водится в глухих, уединенных и крепких местах».
Слово «глухарь» допускает, как видно, различные толкования. Но этого нельзя сказать о таких прозвищах, как моховик, мошник, моховой тетерев. В них ярко отразилась привязанность глухаря к лесным моховым болотам.
У пестрой глухарки, резко отличной от самца, свои названия. По сходству с самкой косача она во многих местах зовется попросту тетерей, а кое-где пеструхой или мошной тетерой. Особый смысл имеет еще одно название — копало или, чаще, копалуха. Око отражает склонность глухарок, как и других куриных, копать, разгребать лапами сухой грунт, чтобы принять «песочную ванну», необходимую для борьбы с пухоедами. Эти глухариные копки каждый охотник не раз встречал на закрайках болот, на сухих гривах-релках, на лесных дорогах... Они-то и послужили причиной возникновения этого названия.
Белая куропатка. Эту птицу, в противоположность ее книжному названию, в Сибири справедливо зовут белой тетеркой. Замечательно, что казахское «ак-кур» означает то же самое (ак — белый, кур — тетерев). В самом деле, эта «куропатка» по всем статям просто тетерев, близкий родич косача. Она не имеет ничего общего с настоящими куропатками из семейства фазановых, о которых речь еще впереди.
Проф. В.ЛАРИОНОВ и А.ЧЕЛЫДОВ
Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №3, 1957.