«Конституция Российской Федерации гарантирует определенные права и свободы человека и гражданина, но одновременно налагает ряд обязанностей» - разъясняет начальник правового Управления Рослесхоза И.В.Советников.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, но при этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Данные нормы Конституции Российской Федерации нашли свое отражение в нормах лесного законодательства Российской Федерации.
Так, статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Лесной кодекс Российской Федерации, являясь федеральным законом, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливает исключительный перечень случаев, при которых может быть ограничено пребывание граждан в лесу. Согласно части 5 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
безопасности граждан при выполнении работ.
Право на ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах предоставлено органам государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Порядок введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств. проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах (далее - Порядок) устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 53.5 Лесного кодекса Российской Федерации). Проект указанного Порядка разрабатывается в настоящее время Рослесхозом.
В проекте Порядка предусматривается, что ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах может вводится на определенный срок в следующих случаях:
необходимости обеспечения охраны здоровья граждан при осуществлении мер санитарной безопасности в лесах (локализация и ликвидация очагов вредных организмов на лесных участках), проводимых в соответствии с правилами санитарной безопасности;
выявления по результатам мониторинга пожарной опасности в лесах ситуации, при которой пребывание в лесах граждан, транспортных средств или осуществление отдельных видов работ повышает вероятность (возможность) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории.
При этом в проекте Порядка предусматривается, что информация об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах, а также об отмене такого ограничения подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших данное решение.
Проект Порядка будет вывешен для ознакомления на официальном сайте Рослесхоза.
Следует отметить, что нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие меры административного и уголовного наказание, направлены, прежде всего, на предупреждение совершения административного правонарушения или преступления.
Поэтому, если несознательные граждане в случае введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах не откажутся временно от поездки в лес и нарушат введенный запрет, то они должны понести в установленном порядке определенное государством наказание, соответствующее тяжести совершенного правонарушения (просто находились в лесу или зажигали при этом костер и т.п.).
Законно ли введение режима ограничения пребывания граждан в лесах?
Опубликовано: Сен 5, 2011
Разместил: admin
Категория: Новости
Другие статьи раздела
- Подведены итоги работы за 2011 г. в сфере водных отношений
- 22 сентября состоится семинар «Развитие туризма в Юрьянском районе»
- По состоянию на утро 24 октября 2011 года на территории лесного фонда Российской Федерации пожаров не зарегистрировано
- На территории Кировской области действуют два лесных пожара
- План мероприятий «Кировское областное общество охотников и рыболовов» на 2012 год