Охота на приваде
Охота на медведя этим распространенным способом проводится как осенью, так и весной. Осенью она может быть подготовлена как в сочетании с охотой на овсах, так и в «чистом виде». На приваду используют мясо-рыбные отходы. Если нет вышеописанной металлической клетки, то поместить приваду можно в небольшой сруб с крышей и маленьким оконцем, через которое медведь должен иметь возможность доставать лапой кусочки пищи. Лучше все же, если это будут целые туши крупных павших домашних или диких животных. Закладывать приваду можно как на краю поля, так и на лесной поляне, куда имеется хороший подъезд и подход.
Чаще на приваде охотятся весной. Привада выкладывается на лесной опушке или поляне. В последнем случае медведь подходит к ней увереннее. Охота проводится с лабаза. Шкура медведя, добытого ранней весной, значительно превосходит по качеству осеннюю.
Успешной бывает охота у задранного медведем лося или домашнего животного. Тушу обязательно надо крепко привязывать, не перемещая ее и не вызывая тем самым подозрения у медведя. Если этого не сделать, то хищник может ее перетащить. Если тушу привязать не к чему, то надо вбить крепкий кол, им же или несколькими кольями можно пришпилить тушу к земле. При невозможности сделать лабаз выкапывают яму, маскируют сверху и засидку устраивают в ней. Если яма выкопана на краю поля, на лугу, то зверь после выстрела старается убежать в лес и на охотника бросается редко.
Охота на берлоге
Берлогу ищут по первой пороше. Предчувствуя снегопад, большинство медведей залегают по чернотропу (после 20 октября), чтобы не оставить следа, ведущего к берлоге. Не успевшие залечь вынуждены уходить в берлогу по снегу. В этом случае звери делают «сдвойки», проходя по своему следу десятки метров обратно, а то и «троят», проходя по нему еще раз; часто делают «петли», снова выходят на свой след и снова делают «скидки», да так, что позавидовал бы заяц. При этом медведь не упускает возможности пройти под упавшим от ветра толстым деревом, прыгнув под вершину, а затем, не доходя до конца комля, «скинуться» одним большим или несколькими прыжками в сторону. Распутывать такой след рискованно, так как можно поднять неразоспавшегося медведя. Зверя надо обложить. Большой оклад надо разрезать пополам, а затем половину, в которой медведь остался, можно рискнуть разрезать еще раз. Золотое правило окладчика заключается в следующем: если, например, зверь в оклад зашел, вышел из него, зашел снова, вышел, зашел еще раз и вышел, то его в окладе нет. Если он зашел в оклад, вышел из него, зашел снова, вышел, зашел еще раз, вышел и зашел обратно, то он в окладе. Чтобы не ошибиться, надо рисовать схему оклада, отмечать следы и считать их.
Выяснив, что медведь обложен в сравнительно небольшом окладе, дальше можно поступать двояко. Можно, оставив затесками ориентиры (делать их надо тихо, ножом), выйти к ближайшей линии оклада и дать медведю облежаться с тем, чтобы потом с лайками найти берлогу и поохотиться. В течение нескольких дней надо проверять, не ушел ли медведь за пределы оклада; делать это надо пешком, а не на лыжах. Второй вариант - попытаться сразу тихонько подойти, чтобы увидеть берлогу. В этом случае необлежавшийся медведь, особенно если он лег в полуземляную или верховую берлогу, может убежать. Осенью (до середины ноября), пока медведь на разоспался, для охоты лучше выбирать морозный день - в такую погоду медведь менее охотно покидает берлогу.
Охота на берлоге не менее опасна, чем добор раненого медведя по чернотропу, и готовиться к ней надо серьезно. Бывалые охотники говорят: «Перед охотой на медведя я с бабами не сплю и водку не пью - бабы силу отнимают, а водка - резкость глаза». К сказанному ни добавить, ни убавить. Несомненно, что надо пораньше лечь и хорошо выспаться, а утром плотно позавтракать: еда и сон силу не выматывают. Что же касается водки, то ее надо пить «на кровях», то есть после удачной охоты, а не до нее (если вообще надо).
Есть еще одна народная мудрость, связанная с охотой на медведя. Она даже в детской песне заложена: «На медведя я, друзья, выйду без испуга, если с другом буду я, а медведь без друга». Нередко охотники этим пренебрегают: кто из геройства, кто из жадности - и идут на медведя в одиночку. Любой риск должен быть оправдан. При охоте на земляной берлоге, чтобы добыть медведя почти наверняка, надо делать залом (закол), что осуществлять в одиночку несподручно, да и удержать шест, вставленный в чело (вход) берлоги одной рукой проблематично. При охоте с надежным напарником один перекрывает чело, другой стоит наготове. Если разоспавшийся медведь не выходит, напарник делает в челе залом двумя кольями крест-накрест, а сам тычет в берлогу острым концом шеста с противоположной от чела стороны, чтобы разбудить медведя. Залом в челе мешает медведю быстро выскочить и дает стрелку возможность тщательно прицелиться. В случае, если и шестом выгнать медведя из берлоги не удается, то приходится запускать туда собаку.
Если берлогу нашли собаки и неизвестно, как она устроена, то надо быть особенно бдительным. Из полуземляной и верховой берлоги выход медведя чаще подобен взрыву: во все стороны летят комья снега с примесью сучьев и листьев. Убегает медведь обычно стремительно, и надо быть готовым к быстрой, но прицельной стрельбе. Если в берлоге оказалась медведица с приплодом текущего года, то ведет она себя двояко: либо прыжками убегает в сторону, пытаясь отвести человека от малышей (подобно тому, как это делают многие птицы), либо с ходу набрасывается на потенциального врага. Если медведь залег в густом еловом или пихтовом подросте или под нагромождением поваленных ветром деревьев, он имеет много шансов убежать; в таких случаях лучше сделать маленькую облаву, сразу отпустив собак после расстановки стрелков.
Охотясь на незнакомой берлоге, надо быть готовым к тому, что там может оказаться несколько медведей. Такая ситуация возникает, если медведица не участвовала в гоне и с прошлогодними медвежатами (лончаками) залегла вместе на зимовку. Если на берлоге планируется охотиться втроем, то вставать надо с одной стороны чела в 8-10 метрах так, чтобы, когда медведь выскочит, в горячке не перестрелять друг друга. Стреляющим с правого плеча лучше встать справа от чела: стрелять по зверю, уходящему влево, легче.
Оружие для охоты на берлоге должно быть особенно надежным. Я лично карабин бы не взял, а полуавтоматический - тем более. Взял бы хорошую двустволку 12 калибра, а патроны - только собственного снаряжения, с тяжелыми пулями и свежеснаряженными. Вероятность сделать дуплет из ружья больше, чем сделать два выстрела из карабина. Можно взять две двустволки. Схватить стоящее рядом второе ружье, готовое к выстрелу, быстрее, чем перезарядиться. До появления огнестрельного оружия добывали медведя на берлоге с помощью рогатины. Если кто-то думает, что рогатина это что-то вроде вил из двух острых ответвлений, он ошибается. На самом деле это металлический обоюдоострый клинок, насаженный на крепкое древко (деревянный черенок). Иногда клинок делали с заусеницами - как на рыболовном крючке, только с каждой стороны клинка. И в наше время находятся смельчаки-экстремалы, добывающие медведя рогатиной. Одного из них я знаю лично, это выпускник факультета охотоведения Логвинов Ю.П., в обучении которого я тоже принимал участие как преподаватель. Данная охота запечатлена на видеокассете. Хочу порекомендовать Юрию Петровичу и другим экстремалам не испытывать судьбу дальше, так как риск этот не оправдан.
Охота на берлогах в Кировской области чаще всего проходит в период с 5 ноября и до конца этого месяца. В декабре берлоги обнаруживаются реже, и успешность охот ослабевает.
Другие части статьи:
Охота на овсах с лабаза - Часть 2