В глубокой древности человек старался оформить оружие так, чтобы оно ему поставляло эстетическое удовольствие. На смену копью и туку пришло огнестрельное оружие. Фитильные ружья сменились кремневыми, которые в свою очередь уступили место пистонным. Затем появились казнозарядные ружья, которыми мы пользуемся и сейчас. И на протяжении всего этого времени оружейники стремились изящно оформить и художественно украсить свои изделия: чувство прекрасного меняется так же, как и социальная природа человека. Поэтому и требования, предъявлявшиеся к внешним формам оружия, к гравировке, чеканке и резьбе по дереву ложи, менялись по мере развития духовной культуры общества.
Процесс отмирания устаревшего и зарождения нового во внешнем оформлении охотничьих ружей быстро и скачкообразно протекает только в тех случаях, когда это бывает связано с совершенно новой конструкцией, которая не может уложиться в старые, привычные формы. На ружьях же старой конструкции изменения протекают крайне медленно и обычно ускользают от внимания многих охотников. Прискорбнее всего то, что находятся и ружейные конструкторы, не способные идти в ногу с ведущими мастерами-художниками. Вместо того чтобы воспитывать и развивать вкусы потребителей, эти конструкторы преподносят им архаичные, а порой и просто безобразные образцы охотничьих ружей.
Однако, отмечая постоянное изменение вкусов, мы должны оговориться, что работы настоящих художников оружейного дела всегда приводят нас в восхищение, хотя бы само оружие, как таковое, уже давно сошло со сцены. Известный русский художник Серов говорил: «Над истинно прекрасным в искусстве время бессильно». Таковы, например, бескурковые ружья К.П.Маслова (см. № 4 журнала за 1960 г.), которые до сих пор являются и безукоризненно красивыми и вполне современными. Па всю жизнь мне врезался в память одноствольный пистонный штуцер работы Лебеды, хранящийся в одном из музеев. Я часами всматривался в его формы, в его строгую гравировку и мне никогда не надоедало это занятие.
Возможно, послышатся возражения, что, дескать, на вкус и цвет товарищей нет (Ю.Б.Борев (Категории эстетики, 1959, стр. 65) пишет: «Не точно говорить: «На вкус и цвет товарищей нет». Все мы товарищи по эстетическим вкусам. Разными могут быть лишь оттенки эстетического вкуса, но суть их одна».). Тем не менее достаточно взять в руки дробомет Браунинга с его устаревшими угловатыми очертаниями и наш тульский автомат МЦ-21 с его гладкими «обтекаемыми» формами (сделанный по образцу одного из самых современных дробометов), чтобы сразу отдать предпочтение тульскому. Это почувствует и признает, вероятно, каждый охотник. Напротив, сравнивая тульские бокфлинты МЦ-8, а особенно старый МЦ-6, с бокфлинтами Голланда или Христофа, нетрудно согласиться, что тульские ружья заметно уступают им в изяществе и продуманности форм.
Знакомясь с историей развития охотничьего оружия, можно подметить своего рода закономерности, которые создают у охотников то или иное эстетическое впечатление о ружье. Если оно имеет общепринятые, привычные формы, — эстетической оценке подвергаются детали; происходит сравнение этих деталей с такими же деталями на общепризнанных и всесторонне зарекомендовавших себя образцах, сделанных мастерами-художниками. Если же внешняя форма ружья (обычно и система его) является чем-то новым, непривычным, то ее, как правило, встречают недоброжелательно. Новинка должна пробить себе дорогу в жизнь, зарекомендовать себя, как это ни странно, с практической, утилитарной стороны. Первым качеством, которым должно обладать ружье с новыми формами — это удобство, комфортабельность в эксплуатации: быстрота перезарядки, маневренность всего ружья, легкость разборки, безотказность работы механизмов. Этими качествами обладали бескурковки конца прошлого века. И хотя их с презрением называли «комолыми», они окончательно вытеснили курковые ружья (ТОЗ на сегодняшний день является едва ли не единственным в мире заводом, который до сих пор не снял с производства курковые двуствольные ружья. Двуствольное курковое ружье (ИЖ-56 «Белка» с одним, правда, курком на оба ствола) выпускает серийно Ижевский механический завод. Сюда же следует отнести и Саведж 22-410, послуживший прототипом «Белки», Курковую модель МЦ-9 изготовляет по индивидуальным заказам ЦКИБ в Туле. До недавнего времени «классические» курковые двустволки вырабатывались итальянской фирмой Брешия.). Такими же качествами обладали в свое время дробометы Браунинга, двустволки Дарна и Сент-Этьенской мануфактуры, что позволило им просуществовать почти без всяких изменений по 60-70 лет. Вторым качеством, необходимым, чтобы новая модель получила «права гражданства», является ее соответствие современным тенденциям прикладного искусства. Нет сомнений в том, что художественное чутье конструктора и его эстетический вкус могут в этом случае сыграть решающую роль. Третьим важным, хотя и не столь необходимым, условием успеха всякого нового ружья является высококачественность его внешней отделки. В противном случае новизна формы истолковывается как стремление к удешевлению производства, как желание завода-изготовителя «выбросить» на рынок-дешевку для широкого употребления.
Рис. 1. Схематическое изображение различных типов спусковой группы.
Рис. 2. Охотничье ружье работы Джемса Перде.
У нас в Советском Союзе много внимания уделяется теперь художественно-эстетическому оформлению предметов повседневного обихода. Предпринят ряд мер и для улучшения качества охотничьих ружей. Поэтому можно надеяться, что наши тульские и ижевские оружейники обратят, наконец, внимание и на внешние формы конструируемого ими оружия. Хочется верить, что они привлекут к решению этой темы и такого замечательного мастера-художника, как проживающий в Ленинграде К.П.Маслов.
Даже хорошо оформленное ружье оставляет подчас неприятное впечатление из-за какой-нибудь безвкусной и топорной детали. То, что сейчас почти все оружейники мира перешли на станочную выработку немногих моделей (например. Дж. Перде производит всего три модели дробовых ружей), не снимает с них ответственности за внешнюю форму их продукции. Национальная фабрика военного оружия в Герстале (Бельгия) уже более полувека выпускает недорогие двустволки так называемой машинной выделки, в том числе и двустволку системы Лнсон и Дили. Однако последняя не уступает по своим формам ружьям лучших современных мастеров. Завод подчеркивает, что это ружье строго соответствует европейским вкусам (т.е. не американской безвкусице).
Рис. 3. Недорогое охотничье ружье работы бельгийского оружейника Христофа.
Для ружей серийного производства, хотя бы они и носили громкое название «штучных», совершенно необходимо абсолютное постоянство однажды выработанных форм. Созданные конструктором или мастером-художником формы должны быть зафиксированы на лекалах. Точное воспроизводство этих форм мастерами-отладчиками должно соблюдаться со всей педантичностью. Недопустимо давать право (или просто возможность) отдельным мастерам оформлять детали серийных ружей по собственному вкусу. Нарушение этого правила" увы, приходится встречать на каждом шагу; иной раз с горечью думаешь: до чего же обезображено неплохое ружье!
Рис. 4. Трехствольное комбинированное ружье работы австрийского оружейника Йозефа Винклера. Пример хорошего оформления и художественной рельефной гравировки.
Попробуем на конкретном примере разобрать, как можно оформить одну и ту же деталь. На рис. 1 изображены различные типы скобы, защищающей спуски. В первом случае (рис. 1, а и модель Дж. Перде. рис. 2) радиусы кривизны переднего и заднего изгибов скобы почти одинаковы, а наиболее выгнутая книзу часть скобы приходится приблизительно под ее серединой. Во втором случае (рис. 1. б) радиус кривизны переднего изгиба значительно больше, чем заднего, благодаря чему наиболее прогнутая часть смещена вперед (Христоф. рис. 3). Для обоих типов оформления спусковой группы характерно одно и то же. Во-первых, конец переднего спуска оттянут книзу значительно сильнее, чем заднего. Во-вторых, концы спусков не доходят до защищающей их скобы всего на 1-3 мм. В-третьих, задний изгиб скобы сдвинут вперед, навстречу заднему спуску. Эти особенности продиктованы не только художественным вкусом, но и соображениями безопасности и удобства стрельбы: они прошли полувековую проверку на практике. Подавляющее большинство оружейных мастеров считается с этими простыми правилами. Однако на дешевых бельгийских ружьях фирмы Пипер-Баярд, которые предназначались для вывоза в слаборазвитые страны, до сих пор ставится спусковая группа архаичной, непривлекательной формы. Скоба этих ружей снизу плоская, сзади — сильно уплощенная 'рис. 1 в), а наиболее выгнутая вниз часть приходится у основания заднего изгиба. Наконец, концы спусков оттянуты книзу почти на одну и ту же длину. Еще более вульгарный вид имеют спусковые группы американских двустволок фабрик Хиг-гинс (рис. 1.г) и Стивенс. Эти ружья производят неприятное впечатление из-за того, что гашетки не доходят до скобы почти на целый сантиметр. То, что казалось приемлемым сто лет назад (см. рис. 5), сейчас вызывает у нас снисходительную улыбку.
Найти новые формы для современного охотничьего оружия довольно трудно: уж слишком перепробованы всё возможные варианты. Поэтому в большинстве случаев приходится заимствовать форму, копируя и комбинируя наиболее удачные чужие образцы. Трудно только понять, почему некоторые конструкторы копируют вульгарную дешевку, а не классические образцы, созданные художниками своего дела?
Если художественная гравировка ружья удорожает его стоимость подчас на несколько тысяч (в новых купюрах — на сотни) рублей, то изящные и красивые формы ружья не могут сколько-нибудь заметно увеличить его цену. Отказываясь от излишеств в архитектуре, мы можем отказаться и от некоторого излишества во внешнем виде ружья, от дорогостоящей художественной гравировки. Но мы, охотники, имеем полное право требовать от наших заводов изящные и красивые формы, которые бы, как говорится, радовали глаз.
Рис. 5. Капсюльное охотничье ружье (калибра 16 мм) работы тульского оружейника Николая Гольтякова (середина XIX века). (Из собрания Государственного артиллерийского музея в Ленинграде)
К.Мартино
Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №1, 1961.