Online клуб

Втр, 21 Май 2019

Полевые испытания легавых

Опубликовано: Ноя 15, 2011 Разместил: admin Категория: Старые журналы об охотничьих собаках

ЛегаваяПолевые качества легавой собаки могут быть определены лишь на практике. Для этого проводятся полевые испытания, организуются испытательные станции, на которых охотничьи качества собаки проверяются квалифицированной комиссией, состоящей из трех судей. Полевые достоинства испытываемой собаки оцениваются баллами, и в зависимости от суммы последних дается общая оценка степени пригодности собаки для охоты и выдаются удостоверения — дипломы трех степеней. Диплом даже третьей степени, то есть низшей из трех — это свидетельство о полной пригодности собаки для охоты и того, что она является классным представителем породы.

Полевой диплом, тем более повторенный, по крайней мере наполовину предрешает судьбу собаки для использования в породе как производителя.

Однако даже в таком ведущем обществе охотников, как московское, дело полевых испытаний легавых собак далеко не благополучно,

Разве можно считать нормальным, когда московские охотники не имеют ни одного доступного и охраняемого участка, отведенного для натаски легавых собак, а также для нормального проведения полевых испытаний?

Потеряв Раменские угодья, которые уже более четырех лет открыты для охоты, москвичи не имеют места для натаски и испытания легавых собак, доступного для охотника. Дичь здесь безжалостно выбивается не только местными охотниками, но и людьми, приехавшими на охоту по путевкам Московского общества охотников.

Хорошие угодья в Дубненском охотхозяйстве, где в 1954 и 1955 гг. действовала полевая испытательная станция, также открыты для охоты. Кроме того, они находятся в 30 км от г. Загорска и добираться к ним можно только на автомашинах, а как охотник, не имеющий машины, будет туда добираться, это не беспокоит правление общества.

Вместо постоянных и удобных угодий, не отдаленных от Москвы, с ведома правления полевые испытания проводятся в разных местах. На выездных, или, как их еще называют собаководы-любители, «бродячих», испытаниях судейство проходит на низком уровне. Эта порочная практика, поощряемая правлением общества московских охотников, привела к недопустимым нарушениям правил испытаний.

Так, в 1956 г. в разных местах Подмосковья с нарушениями правил было испытано более 100 собак, причем на «бродячей» по разным местам станции, не имеющей постоянного главного судьи, одновременно работали разные составы судей. Только за пять недель, с 13 мая по 20 июня, испытания судили четыре различные комиссии. Кроме того, 15 июня, вопреки правилам, единолично испытывал четырех собак Б. Павлинов.

С 22 июля по 17 октября прошлого года на так называемой «испытательной станции» работали еще семь составов судейских комиссий, причем четыре из них, вместо положенной тройки, состояли из двух человек. Три такие неполные комиссии, возглавляемые судьями от Всесоюзной до I категории, отсудили 11 собак. Судейские комиссии в составе двух лиц, официально не имеющих права возглавлять судейство на областных испытаниях, отсудили 35 собак. Так, например, судья II категории Л.Клятое проверял собак совместно с не имеющим судейской категории егерем И, Зотовым. Подобная практика справедливо осуждена московскими охотниками.

Таким образом, судейство двенадцати разных составов судей, в том числе пяти укомплектованных с нарушением существующих правил, выдается за испытательную станцию. Кроме того, три судейские комиссии испытывали собак в трех районах области.

За 1956 г. было испытано 125 собак, имевших 165 отдельных выступлений, причем присужден 21 диплом II степени и 63 собакам выдан 71 диплом III степени, то есть 8 собак получили по два диплома. Очевидно, что повторно выступали одни и те же собаки.

Нельзя не остановиться на отдельных примерах нарушений действующих правил испытаний, допущенных в результате бесконтрольности со стороны правления общества и областной охотничьей инспекции.

Так, крапчатый сеттер Фрина рождения 1955 г. А.Столчиева была показана на испытаниях 4 раза. 13 июня при главном судье В.Смирнове она «снята за пустые стойки». 15 июня, то есть через три дня, судьей Б.Пазлиновым она расценена 59 баллами и оставлена без диплома. 20 июня, т. е. через пять дней, Фрина снова была показана при главном судье Е. Клейне, который дал ей диплом III степени при 69 баллах. В четвертый раз Фрина появилась 17 октября, когда судьи Л.Клятов и П.Яровицкий дали ей повторный диплом III степени при 65 баллах.

Многопольная представительница крапчатых сеттеров Дельта А.Мейдмана, после недостаточно удачных встреч с коростелем, перепелом и бекасом главным судьей В.Смирновым 19 мая была «оставлена до птицы». 6 июня под судейством комиссии во главе А.Шапатиным Дельта получила диплом III степени. Через четырнадцать дней, то есть 17 и затем 20 июля, под судейством Е.Клейна, Л.Клятова и А.Воробьева она заработала диплом II степени. В пятый раз Дельта выступила 23 июля под судейством Б.Арманда и А.Бочарова и после двух неудач была «снята владельцем».

Беззастенчиво протаскизалась на диплом многопольный красный сеттер Лира В. Скворцова. 10 июня после одной неудачной работы она была «оставлена до птицы». 15 июня Б. Павлинов расценил эту собаку 61 баллом и оставил без диплома. 20 июня Лира снова пытала счастье под судейством Е. Клейна, Л. Клятова и А. Воробьева, но после нескольких подряд неудач была «снята

ведущим», Таким образом, две узаконенные записи за эти три выступления оказались исчерпанными. Однако Лира продолжала испытываться теперь уже под судейством Л.Клятова и И.Зотова. 23 сентября после 4 неудачных встреч с птицей она поставлена до птицы». 28 сентября, после еще двух промахов, вместо расценки опять последовало спасительное «оставление до птицы» и лишь в шестом выступлении эта собака дотянула до диплома III степени при 68 баллах.

Немногим лучше обстояло дело с пятикратными испытаниями собаки Леры М. Вдовина.

Неприятное впечатление остается от судейства черно-подпалого сеттера Мирры Н. Клюева. Эта собака была испытана судьями В. Смирновым, Л.Клятовым и А.Сосуновым 20 мая 1956 г. и после 4 встреч с перепелом «оставлена до птицы»; 27 мая после еще двух встреч с перепелом и одной с коростелем «снята за непослушание и гоньбу птицы». На этом кончилось затянувшееся первое испытание собаки, но всего лишь через неделю, 3 июня, Е.Клейн, Л.Клятов и А. Воробьев присудили ей диплом III степени при 68 баллах. Однако это не помешало тому же составу судей опять испытывать ту же собаку 17 июня и вновь дать ей диплом III степени, но всего при 61 балле.

В утвержденных правилах сказано, что собаку на испытательной станции можно испытывать по одному виду птицы только два раза в год и судить ее работу должна комиссия из трех судей, старший из которых должен иметь категорию не ниже первой, второй — может быть судьей второй категории и лишь третий — стажером. Однако эти правила нарушаются не только ответственными лицами за запись собак на испытаниях, но и судьями, которые, прежде чем приступить к судейству, обязаны ознакомиться со всеми данными об испытуемой собаке.

Нельзя согласиться и с такой практикой, когда после нескольких неудачных встреч собаки с дичью судьи проявляют мягкость и оставляют собаку «до птицы», вместо того чтобы расценить ее работу баллами, оставив без диплома.

Судьям следует более серьезно подходить к расценке собак, тогда суммарная оценка собаки за одну-две недели не будет колебаться на семь-десять баллов. Нельзя допускать, чтобы одна и та же собака показывалась на испытательной станции 4-6 раз в один сезон.

Областными состязаниями по серой куропатке завершило Московское общество в октябре сезон 1956 г. Собрав двадцать шесть участников состязаний с собаками, комиссию судей и многочисленных «болельщиков» в Истринском хозяйстве, Правление общества не обеспечило их транспортом, предоставив самим добираться за одиннадцать километров от железной дороги до пункта сбора. За три дня усиленных исканий на обширных пространствах хозяйства не было найдено ни одной птицы. Ни одна собака не была расценена.

Такая порочная работа Московского общества охотников известна областной государственной охотничьей инспекции и Главному управлению охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР Однако это обстоятельство не тревожит эти инстанции. Само Главное управление с 1954 г. не опубликовало отчета о межобластных состязаниях легавых собак и не выдало дипломы победителям.

Ошибки в работе по организации и проведению полевых испытаний 1956 г. должны быть учтены и изжиты. Необходимо навести порядок в деле проверки полевых качеств собак, нужном для правильного ведения пород. Для испытания собак должны быть отведены постоянные угодья с подсадкой, если это необходимо, соответствующей дичи и надежной охраной территории, как это указало в своем решении кинологическое совещание 1954 г.

На испытательных станциях должен судить состав опытных судей во главе с постоянным главным судьей. В обществах охотников нужно следить за записью собак на испытания, чтобы не превращать испытательную станцию в место натаски собаки под руководством судейских комиссий.

Б.Калачев, эксперт и судья Всесоюзной категории, Н.Жаров

Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №5, 1957.

О нас

Пожелания и советы отправляйте на нашу почту. Мы учтем все ваши пожелания!

Интересные ссылки

x