Online клуб

Втр, 21 Май 2019

Речные бобры в Предуралье

Опубликовано: Фев 9, 2012 Разместил: admin Категория: Дичь

В прошлом бобры заселяли многие реки Предуралья.

Их костные остатки были найдены при археологических раскопках севернее Перми на реке Обве — городище Анюшкар (V-III вв. до н. э.); на реке Чусовой — Галкинское городище и Конецгорское селище (VI-III вв. до н. э.).

Встречались они и южнее Перми, в окрестностях города Оханска — селище Камский бор 1, а также к югу от города Осы — Гремачанское селище (V-III вв. до н. э.).

В костных остатках, обнаруженных при раскопках (А.В.Збруева. 1952) в Конецгорском селище, бобры и белки составляли 70 процентов всех особей диких животных.

Дорогостоящий бобровый мех у древних народов Прикамья служил одним из главных предметов торговли с южными государствами.

Бобровая струя считалась универсальным лечебным средством против многих болезней.

К началу XIX века бобры в Предуралье почти полностью исчезли и только отдельные особи сохранились в глухих местах до начала XX века.

Так, в отчете охотоведа С.А.Куклина (1940) есть упоминание о том, что жителем деревни Дий. Чердынского района. Г.М.Собяниным в 1927 году на р. Меговой (правый приток верхней Колвы) был добыт старый бобр.

О широком распространении бобров в прошлом свидетельствуют многочисленные названия рек и озер, населенных пунктов Пермской области как на русском, так и на коми-пермяцком языках.

Работы по расселению бобров в Предуралье были начаты в 1938-1940 годах.

В 1938-1939 годах в Пермскую область из Воронежского государственного заповедника п:- ступили первые партии (26 зверей), которые были доставлены на реки Большой Шижим и Кедровую (бассейн верхней Печоры). Из того же заповедника в 1947 году привезли еще 32 бобра и выпустили в Гайнском районе на реке Тимуре и реке Мый.

Затем 56 бобров привезли в Пермскую область в 1955 году с реки Неман (Белорусская ССР).

Сорок семь бобров из этой партии были выпущены в Чердынском районе на реке Немыд, правом притоке реки Березовой (бассейн Колвы), 9 бобров — в Верхне-Муллинском районе на Бырме, правом притоке реки Бабки (бассейн р. Сылвы).

Наблюдения показывают, что бобры, завезенное из Воронежского заповедника, хорошо тзоились с местными условиями, широко рассеклись по рекам и пойменным озерам севера и :т5еро-запада Пермской области, образовали почтения на реках Тимшере, Южной Кельтме, Пильве и по их притокам.

Об удовлетворительных результатах реакклиматизации бобров, выпущенных в 1938-1939 годах на верхней Печоре, писал в журнале «Охота и охотничье хозяйство» № 3, 1960 г. Ю.Язан.

К концу 1959 года в Пермской области напитывалось около 500 бобров, то есть столько же примерно, сколько в соседней Коми АССР б началу 1959 года.

На таежных реках и озерах Пермской области бобры образовали 137 больших и малых поселений. Численность бобрового поселения колеблется от 2 до 6 голов.

Наибольшее число поселений, то есть 88. распложено на реке Тимшере и по её притокам — Чепец, Алым, Мый, Юг. Чернава. В них насчитывается около трехсот зверей.

На южной Кельтме с притоками Интым и Лопья учтено 10 поселений с 35 бобрами. На пойменных озерах нижней Пильвы: Антоновом, Черном, Марковском, Бобихе, Полоустном, Ёнкином, Старице, Спирином и реке Сыпан левый приток Пильвы) обнаружено 12 поселений бобров, в которых обитает 80 зверей.

На реке Леман с притоком Лель имеется 3 поселений. В них 34 зверя. Учтены поселения бобров на других реках: Вурламе, Колве, Немыде и т.д. Бобры на севере Пермской области расселились более чем на 150 км от первоначальных мест выпуска. Расселение их продолжается и в настоящее время.

Наилучшими местами обитания для бобров сказались старицы — пойменные озера на нижней Пильве.

Первые разведчики этих мест появились на второй и третий год после выпуска тимшерской партии бобров, то есть в 1949-1950 годах.

Проделав почти стокилометровый путь по рекам Тимшере, Южной Кельтме и Каме, они прочно обосновались на Пильве.

В августе 1960 года биологами Пермского государственного университета в этих местах был проведен количественный учет зверей. Обследованы все озера, расположённые в пойме реки Пильвы.

Наблюдения подтверждают, что бобровые семьи состоят из 7-8 голов, в том числе 2-3 сеголетка, 3 молодых прошлого года и два взрослых бобра.

Об успехах расселения бобров в Предуралье свидетельствует их деятельность. По берегам водоемов всюду встречаются многочисленные погрызы кустарников и деревьев, а также интересные «гидротехнические» сооружения.

На лесной речке Снегирихе обнаружен каскад из трех плотин, самая мощная из них имеет длину 38 м, ширину 2-3,5 м. Почти на 2 м поднята вода над руслом реки. Образовалось большое лесное озеро.

Большинство бобров живет в норах, устраиваемых в берегах рек и стариц и лишь в заболоченных местах по рекам Мый и в нижнем течении Тимшера, кое-где на озерах Пильвы встречаются бобровые хатки.

Бобры в летнее время питаются преимущественно стеблями прибрежной и водной растительности: осокой — береговой и изящной, трехлистной, лабазником, пыреем, водяным хвощом, канареечником, корневищем кубышки и др. Изредка грызут иву и осину.

В зимнее время бобры в Предуралье питаются корой осины, ивы, реже березы, ольхи и черемухи.

Заготовка кормов на зиму происходит главным образом во второй половине сентября и в октябре. Однако наряду с успешной реакклиматизацией бобров в Предуралье есть и неудачи. Так, например, неудачным был выпуск белорусских бобров в 1955 году в бассейне реки Колвы.

Изнуренных продолжительной транспортировкой зверей выпустили в места со скудными запасами кормов и плохими защитными условиями (горная река с каменистыми берегами).

Почти половина бобров, выпущенных на реке Немыд, погибла в первую же осень и зиму.

При проведении количественного учета в октябре 1959 года в бассейне Колвы было учтено всего лишь 10 поселений, в которых насчитывалось около 20 бобров. Большинство поселений состояло из бобров-одиночек.

Неблагоприятный гидрологический режим рек — значительные подъемы уровня воды во время весенних и осенних паводков и падение его в зимнее время отрицательно сказались на реакклиматизации бобров в этих местах.

Бобровые угодья в Пермской области охраняются. Созданы заказники, установлена егерская служба. Особенно хорошо выполняет свои обязанности егерь И.М.Кошелев, охраняющий бобров на реке Пильве.

Однако, несмотря на охрану бобровых угодий, зарегистрировано несколько случаев хищнического истребления бобров браконьерами. Это обстоятельство заставляет усилить охрану.

На поименных озерах реки Пильвы целесообразно учредить заказник.

Имеющиеся запасы бобров уже сейчас позволяют открыть промысел, а также отлов их для внутриобластного расселения. Мест, не заселенных бобрами, еще достаточно. Можно указать для примера бассейн реки Уролки. где студентом биологического факультета В.Дуровым найдены места, вполне пригодные для расселения значительной партии бобров.

Ценный пушной зверь — речной бобр — прочно вошел в состав охотничье-промысловой фауны нашей области.

Пермская область может дать стране первую партию бобровых шкурок, но для этого необходимо организовать специальное хозяйство.

С.П.Чащин, кандидат биологических наук

Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №2, 1961.

О нас

Пожелания и советы отправляйте на нашу почту. Мы учтем все ваши пожелания!

Интересные ссылки

x