Online клуб

Втр, 21 Май 2019

Охота с ловчими птицами

Опубликовано: Фев 7, 2012 Разместил: admin Категория: Справочные материалы

Охота с ловчими птицами — увлекательный вид спорта, требующий от охотника знаний, выдержки и сноровки. В некоторых местностях, например в южном Казахстане и в Киргизии, она имеет и промысловое значение. Как пример, южно привести сообщаемые профессором А.И.Янушевичем (1959) сведения, что в Киргизии главным образом в Иссык-Кульской и Тянь-Шанской областях, охота с беркутом занимает такое большое место, что в заготовках не менее 25 процентов лисиц поступает от «беркутчи» — плотников с беркутом. При этом хороший охотник за полтора-два месяца добывает 30-40 лисиц.

Однако в современных условиях охота с ловчими птицами все же имеет в основном спортивное значение. Если до изобретения ружья в ряде случаев добыть птицу можно было только при помощи другой птицы или какой-либо ловушкой, то уже в восемнадцатом, а особенно в девятнадцатом и текущем столетии охотник получил вместе с ружьем новые и очень эффективные возможности. Это. разумеется, отразилось и на судьбе охоты с ловчими птицами, которая уже в конце восемнадцатого, а особенно в девятнадцатом столетии в Европе пришла в упадок. В Азии, Северной Африке, где хорошее ружье имело меньшее распространение, больше сохранилось условий и для охоты с ловчими птицами.

Поэтому надо различать две стороны вопроса. С одной стороны — вышеуказанное положение в Азии и отчасти в Северной Африке, где охота с ловчими птицами местами сохранила свое не только спортивное, но и экономическое значение. С другой стороны — спортивный интерес к этой охоте. вновь возникший в двадцатых годах текущего столетия.

К сожалению, в настоящее время нет хорошей истории охоты с ловчими птицами. Нет даже библиографии, хотя книг по этому вопросу издано много. В 1891 г. Д.Хартинг опубликовал в Англии каталог книг по соколиной охоте под названием «Bibliotheca Accipitraria», но он и устарел, и даже во время своего появления был неполон, в особенности в отношении литературы на русском языке и литературы азиатских стран.

Как же в настоящее время обстоит охота с ловчими птицами? В Советском Союзе она распространена главным образом в Средней Азии: в южных областях Казахстана, в Киргизии. Туркмении, а также в Западной Грузии. В Казахстане и Киргизии для охоты применяются главным образом орел-беркут и ястреб-тетеревятник, в Туркмении — сокол-балобан, в Грузии — ястреб-пёрепелятник. Ловчие птицы на охоте имеют очень широкое применение. Например, в Туркмении с ними охотятся и на зайцев, и на дроф, и на джейранов, в Киргизии — на дроф, зайцев, лисиц, иногда на молодых косуль, козерогов, даже волков и т.д. В Грузии применение ловчих птиц в настоящее время ограничивается осенней охотой на пролетных перепелов. В европейской части страны охота с ловчими птицами теперь неизвестна — последние любители этой охоты действовали в восьмидесятых-девяностых годах прошлого века. Существовало тогда и общество соколиных охотников, один из активных деятелей которого К.П.Галлер опубликовал интересную книгу «Охота с соколами и ястребами» (1884).

Автор этой статьи значительно позднее также написал книгу о современном состоянии охоты с ловчими птицами в Советскую эпоху (Дементьев «Охота с ловчими птицами», 1935). Впоследствии было опубликовано у нас много статей по этому вопросу.

Выше мы уже отмечали, что в текущем столетии охота с ловчими птицами сохранилась в некоторых странах Азии и Северной Африки и вновь развивается в Европе. Причины тут различны. С одной стороны — традиционный спортивный иногда и промысловый интерес. А с другой — наука, изучение всех вопросов поведения хищных птиц их приручения. Об одомашнивании, разумеется, вопроса не возникает. «Домашних» хищных птиц мы не знаем. И ловчая птица, в сущности всегда охотится «для себя».

Как в спортивном, так и в научном плане охота с ловчими птицами получила в этом столетии свое новое и замечательное развитие. Это, конечно, не охота с ружьем. И применение ее неизбежно ограничено. Но все это не отнимает у охоты с ловчими птицами спортивного, иногда экономического и всегда научного интереса. С точки зрения охоты, охотничьего хозяйства хотелось бы, чтобы в отношении хищных птиц была и у нас занята более определенная ясная позиция. К сожалению, по плохим «традициям» XIX века очень распространен взгляд на «хищных» птиц вообще, как на вредных. Но с биологических, научных позиций и прежде всего в интересах хозяйства человека, что значит «хищный», даже «вредный»? И полезным и вредным животное не может быть всегда и везде. Это в особенности относится к так называемым «хищным» животным и к ловчим птицам в частности.

В странах с очень развитым и хорошо организованным охотничьим хозяйством (Великобритания, Германия и т.д.) многие виды хищных птиц полностью и строго охраняются законом. И ущерба для дичи от этого нет. Не пора ли принять и у нас соответствующие меры? Как пример, можно сказать: ястреб-тетеревятник в хорошо организованном охотничьем или птицеводческом хозяйстве может быть реально вредным. Но значит ли это, что его надо уничтожать в иных условиях, в мало обжитой тайге и т.п. Еще в большей степени это относится к соколам, редким у нас в густонаселенных местностях и обычным в сущности только на далеком севере.

В 1958 г. Международный Совет по охране птиц, куда входит и Советский Союз, дал рекомендации о необходимости разумного, «хозяйского» подхода к хищным птицам, об их охране. Для соколиных охотников такая охрана ловчих птиц, сама по себе заслуживающая полного одобрения, причиняет известные неудобства. Например, в Германии, как в Демократической, так и в Федеральной Республике, строго охраняются соколы-сапсаны, которые к тому же стали там редкими. Немецкие сокольники вынуждены поэтому выписывать этих птиц из других стран, например из Северной Америки, где охрана соколов имеет ограниченный характер. Автор настоящей статьи нередко получает письма охотников из Германии, Великобритании. Венгрии с просьбой помочь им или указать возможности получения ловчих птиц (северных сапсанов, беркутов) из Советского Союза. Возможно, что этим делом следовало бы заняться Зооцентру, с соблюдением, конечно, всех существующих правил охраны птиц. Последнее время из США в Европу импортируются более или менее регулярно соколы, так называемые мексиканские балобаны (Falco mexicanus), ранее в Европе для охоты не применявшиеся. но показавшие отличные охотничьи качества. С другой стороны, из Европы, а именно из Германии, в США импортируются ястребы-тетеревятники. В Северной Америке, как известно также обитают ястребы этого вида, но они, по мнению охотников, хуже, чем немецкие. Большой интерес, конечно, представляет охота с самым крупным видом соколов — кречетами. Но с получением этих птиц у охотников возникают затруднения. В Скандинавии их осталось очень мало. В Исландии они полностью охраняются. А недавно правительство Дании приняло решение о полном запрете добывания и ловли кречетов в Гренландии — основном месте обитания этих птиц. Охотникам приходится доставать кречетов в Северной Канаде, где охрана их ограничена.

Соколиные охотники Арабских стран используют для охоты местных птиц: средиземноморского сокола (Falco blarnicus), пустынных соколов (Falco peregrinoides), пролетных и зимующих сапсанов (Falco peregrinus), балобанов (Falco cherrugh). В Тунисе охотятся и с ястребами-перепелятниками. Охота с ловчими птицами и в настоящее время широко распространена в Иране, где для этих целей применяются сокол-балобан, и весьма ценимый ястреб-тетеревятник. Есть, наконец, и сведения об охоте с ловчими птицами в Афганистане. Я не располагаю новым материалом о соколиной охоте в Китае. Пакистане. Индии, но она там существует. Существует она и в Японии. Правда, по мнению японских охотников, обстановка для охоты с ловчими птицами в Японии в настоящее время не очень благоприятна: дичи не так много, регулирование охоты не всегда учитывает особенностей охоты с ловчими птицами и, наконец, невозможность для любителей в современных условиях уделять много времени и внимания на вынашивание (обучение) ловчих птиц. В Японии, кроме сапсанов и тетеревятников, для охоты на зайца, куницу, лисицу и енотовидную собаку применяется и орел «куматака» (Spiza§tus nipalensis). Уже в течение трех поколений семья охотников Куцузава использует этих орлов, оказавшихся отличными охотничьими птицами. Взятые из гнезда птенцами орлы служили 25-30 лет. Любопытно, что сокольник Асауди Куцузава — он держит обычно двух орлов «куматака» и охотится с ними на зайцев — в сущности существует за счет охоты: мясо зайцев идет в пищу, а шкуры продаются. Для оценки масштаба этой охоты Куцузава можно указать, что с двумя орлами он за один сезон добыл 400 зайцев 5 куниц. 15 енотовидных собак и 10 лисиц.

О все возрастающем интересе к охоте с ловчими птицами свидетельствует и наличие специальных журналов по этому вопросу. Общества или клубы сокольников существуют в Англии. Германии. Франции. США. Насколько известно, журналов в настоящее время три. В Англии издается «The Falconer» орган Британского Клуба сокольников, в Германии — «Deutseher Falkenorden». в США — «Falconry. News and Notes». Все эти журналы небольшие но отлично оформленные. содержат в себе не только материалы об ->хоте с ловчими птицами, но и сведения по биологии хищных птиц. Книги об охоте с ловчими тт-ицами выходят в свет в разных странах ежегодно. Много статей по этому вопросу публикуется и в различных зоологических, охотничьих, географических, этнографических журналах.

Можно еще упомянуть о больших успехах в области охоты с ловчими птицами, достигнутых в Народной Венгрии. Там после окончания второй мировой войны в Гёдёллё была организована станция по изучению и охотничьему использованию ловчих птиц. Во главе ее стоял известный знаток соколиной охоты Лорант Баштяй, опубликовавший в Будапеште книгу о соколиной охоте. Работы этой станции показали интересные пути использования хищных птиц для борьбы с некоторыми вредителями сельского и рыбного хозяйства. Вот несколько примеров. Известно, что пролетные и зимующие в Южной Европе и Северной Африке скворцы местами существенно вредят виноградникам. Вместе с тем представляется ясной и доказанной польза, приносимая скворцами, особенно в период гнездования. Ставить вопрос об их истреблении поэтому нельзя. Виноградари еще не нашли способа бороться со стаями скворцов в садах — отпугивание их шумом и т.д. не дает результатов. Венгерские сокольники стали применять, так сказать, «биологический» способ защиты садов (и не только от скворцов, но и от воробьев). Они спускали дрессированных ястребов-перепелятников. которые распугивали и разгоняли мелких птиц. Аналогичный способ применялся для защиты рыб от цапель как в рыбоводных прудах, так и на рисовых полях.

Во многих европейских странах рыба уничтожается в большом количестве серыми цаплями, которые, однако, в других условиях серьезного ущерба хозяйству не приносят. В Венгрии подсчитали, что на рисовых полях, где глубина воды обычно только 20-40 см. цапли легко ловят рыбу. Каждая цапля может съесть в день до 750 г рыбы. Это существенно. Если преследовать и отпугивать цаплю стрельбой, то эффекта не получается. Цапли только перемещаются, но прудов не покидают. Но сокол, выпущенный над прудами и полями, не только добывает цаплю, но надолго отпугивает и других. При повторных напусках соколов цапли совсем перестают посещать те пруды и рисовые поля, где их тревожили сокольники.

В Венгрии заметный вред зерновым культурам (пшеница, кукуруза, рис) приносят сизые голуби, воробьи: осенью и зимой озимые страдают от диких гусей; иногда посевы повреждают и утки. И в этих случаях успешно применялись ловчие птицы.

На голубей и гусей напускают соколов-сапсанов. балобанов и ястребов-тетеревятников, на воробьев — ястребов-перепелятников и даже пустельг. Вообще достаточно, чтобы над полем летала хищная птица — воробьи там не появляются. В прежнее время в Средней Азии также применялись сходные способы отпугивания птиц от полей и садов — хищную птицу (чаще всего ястреба-перепелятника или ястреба-тювика) привязывали где-нибудь на видном месте: на дереве, на высоком дувале в саду или у поля.

Такое применение хищных птиц, конечно, ограничено, но весьма интересно. Оно — об этом уже говорилось выше — не носит истребительного характера, не ведет к массовому уничтожению птиц, которые как скворцы, голуби, утки и гуси, полезны, и вредоносная деятельность которых ограничена определенным и относительно небольшим местом и временем. Конечно, вынашивание (дрессировка) ловчих птиц требует опыта и знаний, но оно в общем несложно.

Таким образом, как со спортивной, так и с экономической и с научной точек зрения охота с ловчими птицами в современных условиях заслуживает внимания. Она не требует и особых затрат. В Европе, например, англичане, немцы, французы охотятся с ловчими птицами пешком. Это и понятно, так как большинство земельных угодий в этих странах разгорожены на мелкие участки. В помощь ловчим птицам при некоторых напусках, например на куропаток охотники используют и собак, главным образом спаниелей и немецких легавых.

Г.Дементьев, доктор биологических наук

Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №1, 1961.

О нас

Пожелания и советы отправляйте на нашу почту. Мы учтем все ваши пожелания!

Интересные ссылки

x