Online клуб

Втр, 21 Май 2019

Песец

Опубликовано: Фев 7, 2012 Разместил: admin Категория: Дичь

Песец относится к семейству собак. По внешности он напоминает лисицу, но немного меньше.

В ваших тундрах обитают две цветные формы песцов: белые и сравнительно редко встречающиеся голубые песцы. Белые песцы во время осенней линьки сменяют серовато-коричневый летний волосяной покров на белоснежный зимний наряд, едва отличимый от снега. Голубые песцы и после линьки остаются в серовато-коричневом опущении.

Область распространения (ареал) песца ограничивается зоной тундр: обитает он и на островах Северного Ледовитого океана. Южная граница его летнего обитания проходит в виде кривой линии в 20-30 км от северной границы леса.

Когда в тундре в зимний период отсутствуют мышевидные грызуны, песцы временно расширяют свой ареал за счет откочевки (миграции) в лесотундру, а иногда по болотам и поймам рек, далеко в таежную зону. Выжившие зверьки к весне (в феврале-марте) возвращаются обратно в тундру.

Песцы выводят потомство в норах — довольно сложных подземных сооружениях, которые служат местом укрытия многим поколениям зверьков. Размещаются песцовые норы на склонах солок (холмов), оврагов, бровок тундровых озер, береговых террас речек и ручьев, т.е. в местах с изрезанным рельефом, характеризующихся налипнем песчаной, супесчаной, хорошо дренированной почвы. Обращены они большей частью к югу, иногда к юго-западу и юго-востоку и находятся в близости от воды.

Каждая нора имеет значительное число отнорков, чем нора старше — тем их больше. По этому признаку песцовые норы можно подразделить на молодые (до 10 отнорков), средневозрастные (от 11 до 25 отнорков) и старые (свыше 25 отнорков). Все отнорки ведут вглубь, к гнездовой камере. Старые хорошо обжитые норы занимаются песцами чаще остальных. Два-три отнорка обычно выделяются большим диаметром входных отверстий (до 25-30 см). Это кормовые отнорки; через них родители заносят молодым пищу. Около этих отнорков расположены кормовые площадки. Здесь всегда можно обнаружить перья, головы леммингов и полевок. К кормовым площадкам ведут две-три хорошо заметные тропы, по которым песцы, возвращаясь с добычей, подходят к своей норе. На самом возвышенном месте среди отнорков — сторожевой пост, где обычно сидит один из щенков, когда остальные играют.

Весь участок, занятый песцовой норой, как правило, зарастает густой травой и этим резко отличается от покрытых скудной растительностью прилежащих участков тундры. Это результат жизнедеятельности песцов, создающей благоприятные условия для произрастания растительного покрова.

Многолетнее изучение размещения песцовых нор в Большеземельской и Малоземельской тундрах показало, что распределяются они неравномерно. Прежде всего с продвижением на север их численность на единицу площади (плотность) повышается. Если, например, в южной зоне Большеземельской тундры на 1000 га приходится одна нора то в северной зоне — 5. Обнаружены места концентрации нор (очаги размножения) песца. В Большеземельской и Малоземельской тундрах насчитывается 7 таких очагов.

Питается песец в основном мышевидными грызунами: леммингами и полевками, причем первые имеют для него решающее значение. Установлено, что места норения песца совпадают с очагами размножения леммингов. С возрастанием численности леммингов быстро увеличивается и поголовье песцов. Они начинают интенсивно размножаться и живут в такие годы оседло около своих нор. Периоды роста численности леммингов, достигающей максимального уровня примерно в три года раз, сменяются ее падением: начинаются массовые заболевания (эпизоотии) зверьков, сопровождающиеся их гибелью. Песцы покидают норы и с тревожным лаем бродят по тундре, с октября — ноября начинается их миграция.

Наши исследования питания песцов Большеземельской тундры за зимние сезоны 1955/56, 1956/57 и 1957/58 гг. показали, что видовой состав их кормов значительно изменяется по годам. Например, зимой 1955/56 г. наблюдался резкий спад численности мышевидных: в содержимом желудков песцов, добытых в эту зиму, только 11 процентов пищи составляли мышевидные грызуны, но зато на долю зайца-беляка пришлось 43,3 процента, белой куропатки — 7 процентов. К осени 1956 г. наметился незначительный рост численности мышевидных, в питании песцов они составляли уже 23 процента, в то время как заяц-беляк — 35 процентов, белая куропатка — 9 процентов. К сезону 1957/58 г. численность мышевидных резко возросла: в желудках песцов они составляли 72 процента пищи, а зайца-беляка и белой куропатки сократилась до 5 процентов. Песцы в эту зиму жили оседло около нор и имели хорошую упитанность.

В годы, характеризующиеся малой численностью леммингов и полевок, песцы охотно поедают выложенную для них подкормку: рыбу, мясо морского зверя или оленя. Около подкормки песцы держатся до тех пор, пока начисто не съедят ее.

Применяя массовую подкормку песцов, охотники Амдерминского района Ненецкого национального округа за 4 года подкормки увеличили добычу песца в три раза по сравнению с добычей предыдущих лет. Было замечено, что размножение песцов на участках, где применялась весенняя подкормка, проходило интенсивнее и заселенность нор была выше, чем на соседних участках, где это мероприятие не проводилось.

Таким образом, подкормка песцов в трудные для них периоды способствует концентрации зверьков на определенных участках и улучшает условия для их выживаемости и размножения.

Половой зрелости песцы достигают в возрасте 10 месяцев. Спаривание происходит весной, но в различные по годам сроки. В ранние и теплые весны при обилии кормов гон начинается рано и проходит дружно, а в затяжные, холодные и малокормные годы сроки гона затягиваются и проходят незаметно. Например, в тундрах Ненецкого национального округа ранние сроки спаривания приходятся на начало марта, а поздние — на апрель и даже май. В других тундрах они также зависят от климатических и кормовых условий. Следует отметить, что в годы отсутствия мышевидных интенсивность размножения песцов резко уменьшается.

Беременность продолжается 52-53 дня. Самец остается с самкой и принимает деятельное участие в выкармливании молодняка. Кормящей самке и щенкам он неутомимо носит пищу. В дальнейшем все заботы по воспитанию потомства разделяют оба родителя.

Рис. 1. Очаги размножения песца в Большеземельской Тундре: 1 — Карский: 2 — Пайхойскии; 3 — Хайпудырский; 4 — Вашуткинский; 5 — Енейский, 6 — Вангурейский; 7 — Малоземельский.

Щечки появляются на свет в июне в норах, реже — на поверхности земли, где-нибудь в кустах или среди камней. Это происходит тогда, когда все имеющиеся в данной местности норы оказываются занятыми. Родятся щенки слепыми.

Прозревают через 13-14 дней, а спустя 2-3 недели уже начинают выползать из нор на поверхность и затевать между собой игры. Заметив одного из родителей, приближающегося к норе с добычей, все щенки бросаются к нему и наперебой выхватывают и тут же поедают принесенную пищу.

В хорошие по кормам годы в выводках насчитывается до 18 щенков, а в плохие 2-3. Щенки быстро растут и к августу уже предпринимают в сопровождении родителей охотничьи экскурсии вблизи норы. К этому времени они уже достигают 3/4 роста взрослых песцов. В конце августа дружная семья распадается и каждый ее член переходит к одиночному, бродячему образу жизни.

Верным признаком высокого «урожая» песца предстоящему промысловому сезону является степень заселенности нор весной, которая неодинакова по годам и отдельным участкам тундры. Это объясняется неравномерным распределением кормов по отдельным очагам размножения песца. Так, по Большеземельской тундре в год благоприятных кормовых условий, например в 1955 г., заселенность нор колебалась от 60 до 100 процентов, а в 1956 г., при полном отсутствии леммингов, она снизилась до 15-30 процентов. При этом зверьки поселялись лишь там, где встречались корма в виде куропаток и незначительного количества мышевидных грызунов.

Знание состояния заселенности нор и среднего числа щенков в помете дает возможность составления уже в июле прогноза численности песца для предстоящего промыслового сезона. Семейно-групповой и оседлый образ жизни песцы ведут весной и летом. С осени они переходят на одиночный, кочевой образ жизни.

Наблюдения показали, что все передвижения песцов можно подразделить на три категории: массовые миграции на сотни и даже тысячи километров от мест норения. местные перекочевки на десятки километров и, наконец, весенний возврат песцов в тундру к своим норам. Бывают зимы, когда песцы ведут оседлый образ жизни. Это наблюдается при высокой все нарастающей в результате подснежного размножения численности леммингов.

Характер миграций песцов зависит от их численности и создавшихся кормовых условий осенью, после отлета птиц. В годы высокого «урожая» песцов и гибели леммингов с сентября-ноября начинаются массовые миграции зверьков. В такие годы в очагах размножения образуется высокая плотность песцов, достигающая после распада выводков 5-6 зверьков на один квадратный километр. При такой плотности создаются кормовые затруднения, которые усугубляются гибелью леммингов и отлетом птиц. Песцы в поисках пищи двигаются против преобладающих направлений ветра: ранней осенью — на север, к побережью морей, а в ноябре-декабре — на восток, юго-восток или на запад и юго-запад, по долинам больших рек (Енисей, Обь, Печора) песцы проникают далеко на юг. Основная миграционная «магистраль» пролегает вдоль побережья моря, по ледовому припаю. С подходом дрейфующих льдов много зверьков уходит в море.

Рис. 2. Схема миграций песца в Большеземельской тундре.

Миграциям характерна волнообразность, т.е. песцы проходят партиями с некоторыми перерывами. В районе Карской губы наблюдается прохождение трех партий, а в устье Печоры пяти-шести. Волнообразность миграций объясняется очаговостью размножения песцов (проходят партии отдельных очагов). Наткнувшись на пути своего продвижения на корма (подкормка, рыболовный участок, выбросы моря, участки с мышевидными), зверьки останавливаются здесь до полного их истребления, а затем продолжают путь дальше. Насколько далеко песцы совершают свои миграции, дают представление материалы их мечения песцов, помеченных на Ямале, в том же году добывали на Новой Земле и около Мезени.

Местные перекочевки характерны для годов средней и низкой численности песцов и среднего состояния кормовой базы. Эти перемещения определенною направления не имеют, как говорят охотники — «песец кружит».

Миграции песцов являются их приспособлением к условиям среды, с помощью которого они полнее осваивают скудные кормовые ресурсы тундры. В хозяйственном отношении миграции не выгодны, так как масса песцов уходит в несвойственные стации и погибает. Для более полного использования «урожая» песцов надо их отлавливать живоловушками в местах размножения и содержать в вольерах до спелости меха, что уже делают передовые колхозы Таймырского национального округа.

В годы высокой численности среди песцов распространяются различные заболевания (эпизоотии), в частности энцефалит, выражающийся в форме «дикования» и приводящий зверьков к массовому падежу. Эпизоотии развиваются с наступлением холодов и, как правило, совпадают с массовой гибелью леммингов. В дальнейшем они распространяются и на других млекопитающих тундры: лисиц, волков, собак, а иногда и на животных, содержащихся на зверофермах.

Самым опасным врагом и конкурентом песца в настоящее время становится лисица. Она интенсивно вторгается в область распространения песца, занимает его норы, поедает его корма и довольно часто (в малокормные годы) нападает и на него самого. Гнездовой ареал лисиц уже расширился до Баренцева моря и постепенно распространяется к побережью Карского. Восточносибирского и Чукотского морей. В связи с этим гнездовой ареал песца начинает соответственно сокращаться. Учитывая это обстоятельство, вполне целесообразно в зоне тундры и лесотундры лисицу признать вредным хищником, подлежащим максимальному сокращению.

Интенсивно развивающаяся хозяйственная деятельность человека и рост населения в тундрах пока не оказывает отрицательного влияния на песца. Зверек этот быстро привыкает к присутствию человека и приспосабливается к его хозяйственной деятельности: кормится рыбой на рыболовецких участках, заходит в поселения, где роется на свалках, собирает различные пищевые отбросы вдоль железнодорожного полотна, поедает припасенную для него охотниками подкормку.

Увеличение кормовых ресурсов одновременно с установлением рациональных сроков и способов охоты на песцов должно обеспечить прогрессирующий рост заготовок песцовых шкурок.

В.Скробов, аспирант научно-исследовательского института сельского хозяйства Крайнего Севера, г. Салехард

Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №1, 1961.

О нас

Пожелания и советы отправляйте на нашу почту. Мы учтем все ваши пожелания!

Интересные ссылки

x