Online клуб

Втр, 21 Май 2019

Стендовая стрельба – не охота

Опубликовано: Фев 7, 2012 Разместил: admin Категория: Стрельба и техника безопасности

Спор о стенде

Заметки И.Смирнова «Стрельба на вскидку» и Н.Зеленкова «Из пушки по воробьям» (см. № 7 журнала) вызвали широкий отклик наших читателей. Большинство поддерживает авторов указанных выше заметок. К их числу относятся: В.Ф.Преженцев, А.А.Твердохлебов, И.П.Логин, А.К.Семкин. М.А.Иванов, Е.П.Мохов, Н.К.Кусяк, К.П.Ратьков, Д.Алексеев, В.А.Сорокин, г. В.Орлов, П.Широкий, В.Я.Генерозов и др. Против упомянутых заметок высказались И.И.Жуковский, Е.М.Глинтерник, Ю.В.Пахарнаев и Е.А.Петров.

Для ясного и правильного толкования этого вопроса редакция считает необходимым привести вкратце некоторые из этих возражений.

Н.Зеленков и И.Смирнов, призывающие запретить специальное стендовое оружие и особую зарядку патронов, не одиноки. От времени до времени слышатся голоса рьяных поборников «чисто охотничьей стрельбы». Они говорят, что пришла пора реорганизовать стендовый спорт допускать на стенд ружья только шестнадцатого и даже двадцатого калибра, ограничить вес дробового снаряда 28-30 граммами и так далее. Обоснованием всех этих предложений являются стремление максимально приблизить стендовую стрельбу к условиям охоты и якобы назревшая необходимость ввести условия, затрудняющие достижение стрелками результатов, близких к абсолютным.

Попробуем разобраться в поставленных вопросах. Победители XV и XVII Олимпийских игр (канадец Женеро и румын Думитреску) выбили всего лишь по 192, а чемпион Мельбурнской Олимпиады итальянец Россини победил с результатом 195 мишеней из 200 возможных. А ведь все эти стрелки имели вполне современное, специально стендовое оружие и патроны «специальной» зарядки. Каковы же были бы их результаты, если б они стреляли из «тулок» серийного производства? Нет, опасность «разбиться» о потолок рекордов из-за применения специального оружия нам пока еще не угрожает.

Но дело не в этом. Дело в принципиально неверной установке. Стендовая стрельба, хотя и является охотничье-прикладным видом спорта, но все же это не охота, а спорт. Самостоятельный вид спорта имеющий право на свои специфические законы и правила. И нет никаких оснований делать его придатком чего бы то ни было.

Возьмем для аналогии такие прикладные виды спорта, как легкая атлетика, гребля, автомобильный спорт. Ведь их «прикладность» ни у кого не вызывает стремления заставить легкоатлета снять туфли с шипами и ставить мировые рекорды в солдатских сапогах; сжечь непригодные для перевозки грузов скоростные гребные лодки «скиф» и заставить наших гребцов бороться за мировое первенство на рыбацких плоскодонках. Автомобилисты также пользуются на гонках не серийными рабочими машинами, а специальными, снабженными обтекаемым кузовом, сверхпрочной резиной и т.д. Почему же спорт сменам-стендовикам нужно отрезать пути к достижению высоких спортивных результатов. Зачем ставить их в условия, исключающие возможность борьбы с зарубежными стрелками, имеющими ультрасовременное специальное оружие и патроны?

Тов. Зеленков пишет: «Из пушки по воробьям». Но где же он видел, чтобы воробей летел со скоростью 30 метров в секунду? А ведь именно такова начальная скорость тарелочки! С такой быстротой не поднимается ни одна птица, да и полет ее в зоне поражения куда менее стремителен. При высоких скоростях и при принятой на соревнованиях комбинации углов вылета мишеней лаже очень талантливому стрелку удается добиться высоких результатов путем максимального напряжения психофизических сил, путем использования высококачественного оружия и специально заряженных патронов Стендовая стрельба — трудный и сложный вид спорта. И совершенно прав мастер спорта М.П.Поляков, который говорит: «В настоящее время только одно мастерство стрелка каким бы высоким оно ни было, не обеспечивает победы, если спортсмен не имеет современного спортивного оружия» («Охотничий спорт в Советской Армии» Воениздат, 1960).

Разберем теперь другой вопрос, поднятый на страницах журнала И.Смирнов, ратуя приблизить стендовый спорт к охоте, предлагает усложнить упражнения. Налицо явная недооценка действительных трудностей, имеющихся в стендовом спорте.

Отбрасывая психологическое напряжение испытываемое стрелком на соревнованиях, остановимся на физическом воздействии на его организм механической отдачи ружья. При усиленном заряде, употребляемом стендовиками, си может доходить до 6 кгм. Для стрелка охотники, делающего 10-20 выстрелов в сутки, эти дополнительная нагрузка не особенно заметна Для стендовика же, которому за короткий отрезок времени приходится сделать полторы-две сотни выстрелов, это уже ощутимая нагрузка, способная резко снизить меткость стрельбы из-за утомления. II если охотник при промахе теряет всего лишь охотничий трофей, то промах стендовика может привести к значительно более трагичным результатам — к потере места в соревнованиях, невыполнению зачетной нормы при лично-командных состязаниях, потере шансов попасть на более крупные по масштабу соревнования и т.д. Как же протестовать после этого против стремления стендовиков пользоваться утяжеленными стендовыми ружьями, несколько уменьшающими силу отдачи?

Неправы противники стенда и в отношении специальной зарядки патронов. Лыжнику разрешается пользоваться лыжной мазью, улучшающей скольжение: для стрелков-пулевиков целый штат специалистов высчитывает наиболее выгодные соотношения между весом пули, порохового заряда, формы пули и т.д., а «бедному» стендовику предлагается забыть законы внутренней и внешней баллистики, отбросить в сторону достижения науки и пользоваться патронами, которые (даже без ошибок самого стрелка) в силу закона вероятности «обеспечивают» 3-3,5 процента промахов!?

Несколько лет тому назад мне пришлось беседовать с человеком, враждебно относящимся к спортивной охоте.

— Вы идете на беззащитную птицу, имея в руках мощное достижение современной техники — ружье, — говорил он, — а потом хвастаетесь трофеем... Вот, по легенде, один из сыновей Атиллы на полном скаку сбивал стрелой, выпушенной из лука, летящую ласточку. То быт охотник!..

Протестуя против современных форм стендовой стрельбы, т. Смирнов считает необходимым запретить использование ружей со стволами «раструб» и применение специальных патронов для стрельбы с 8-го места. По его мнению, применение такой техники отдаляет круглый стенд от охоты. Беря под защиту только это «место», я хочу подсказать.

Конечно, эти рассуждения убежденного врага охоты легко опровергнуть. Но они невольно вспоминаются, когда читаешь выступления уважаемых товарищей Зеленкова и Смирнова. Согласятся ли они отказаться от современного ружья и заняться изготовлением луков. Нет, они предпочтут пользоваться ружьем, причем не какой-либо дедовской шомполкой, а бескурковкой с хорошими кучностью и резкостью. А кто из «чистых» охотников пойдет за бекасом или на тягу вальдшнепов с патронами, снаряженными утиной дробью? Или, быть может, они отправятся на берлогу, снарядив патроны бекасинником?

Справедливости ради нельзя не согласиться с той частью статьи тов. Смирнова, где он сожалеет, что в последнее время все реже и реже проводятся соревнования по стрельбе с подхода и по дублетам. Это интересные, полезные упражнения и их следует популяризировать. В то же время тов. Смирнов незаслуженно обижает «стариков», взваливая на них вину за отсутствие в программах соревнований стрельбы на вскидку. Поколение стендовиков, стрелявших по живым голубям, давно сошло со спортивной арены: их редко увидишь на стенде даже среди зрителей. Выступающие же ныне представители старшего поколения как раз воспитывались в основном на стрельбе с подхода и успешно соревнуются с молодежью как на «дублетах», так и «с подхода».

Виновных в забвении русской стрельбы на вскидку нужно искать в федерациях стрелкового спорта, в секциях стендовой стрельбы городов и областей. Не последняя роль в этом упущении принадлежит и организациям Союза обществ охотников, имеющим возможность проводить соревнования по программам, отличным от программ Союза спортивных обществ и организаций.

тов. Смирнову, что «самый ужасный» патрон, применяемый на 8-м месте,— «винтовой фауст» был изобретен и применен зарубежными охотниками для стрельбы на охоте с близкого расстояния, и лишь полвека спустя перекочевал на круглый стенд!

Ю.Пахарнаев, Председатель Кировской стрелково-стендовой секции

Мастер спорта Е.Петров

Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №12, 1960.

О нас

Пожелания и советы отправляйте на нашу почту. Мы учтем все ваши пожелания!

Интересные ссылки

x