Online клуб

Втр, 21 Май 2019

Осторожно ружье!

Опубликовано: Дек 29, 2011 Разместил: admin Категория: Справочные материалы

В № 8 журнала за прошлый год был напечатан обзор «Если в руках ружье». Он вызвал много откликов. В редакцию приходят письма и заметки охотников, рассказывающих о несчастных случаях на охоте и дома, свидетелями которых они явились. Все они считают необходимым поговорить об обращении с ружьем как

Об очень нужном и важном

Судебно-медицинская и криминалистическая практика показывает, — пишет майор медицинской службы эксперт А.Ф.Лисицын из г. Львова,— что в связи с популярностью, доступностью охоты и широким распространением охотничьего оружия случайные ранения становятся нередким явлением. Это объясняется недостаточной разъяснительной работой среди охотников, часто формальным отношением к сдаче ими охотминимума и доступом к оружию лиц, не умеющих с ним обращаться.

Нет сомнения, что обобщение причин несчастных случаев и опубликование некоторых из них должно способствовать уменьшению числа случайных ранений, многие из которых кончаются смертельным исходом или тяжелыми увечьями.

Исправно ли твое ружье?

Он возвращался с охоты. На плече у него дулом вниз висело ружье со взведенными курками. Спускаясь с косогора, охотник поскользнулся и упал. Ружье выстрелило, и владелец его больше не поднялся. Смерть наступила от ранения груди с повреждением сердца.

Перед экспертизой был поставлен вопрос о возможности случайного выстрела при данных обстоятельствах. Для исследования было представлено тульское двуствольное ружье модели «Б» 16 калибра. Оказалось, что у ружья вследствие недостаточной эластичности левой спусковой пружины возникает свободный ход спускового рычага. Он легко выходит из гнезда лодыжки и лишь едва удерживается острым выступом. Легкое прикосновение к спуску или удар по прикладу влечет срыв курка с боевого взвода. Опасным в обращении был и правый курок. Он плохо удерживался на предохранительном взводе, при задевании отходил назад, а затем, будучи отпущен, ударял по бойку...

А.Ф.Лисицын приводит 17 смертельных ранений охотников при их попытке добить прикладом раненого зайца, лисицу, козу или енота. Курки (наружные или внутренние) соскакивали с боевого взвода из-за изношенности или небрежной подгонки деталей ударно-спускового механизма. Вот почему мы с таким удовлетворением прочли письмо охотника Л.Кириенко из Северного Казахстана, на всю жизнь запомнившего эпизод, когда, добивая прикладом «лисий воротник» для новогоднего подарка жене, он чуть было не стал жертвой собственной неосторожности.

Благополучно обошлось и падение Ивана Федотовича Касьянова (г. Кушва), поскользнувшегося на камне. Ударившись прикладом о камень, ружье выстрелило. Дробь не задела охотника и он отделался легкой контузией — потерял на несколько суток слух.

О более трагических выстрелах, происшедших из-за изношенности спускового механизма, рассказывает проработавший 70 лет на ремонте ружей Н.Г.Андреев из г. Ртищево, Саратовской области. Он предлагает взять все ружья под контроль общества охотников, которое периодически их осматривало бы. К нему присоединяется и охотник из г. Луцка Е.П.Емельянов. Он пишет: «С этой целью необходимо хотя бы один раз в год подвергать ружья техническому осмотру в ружейных мастерских охотобществ. Об исправности оружия и о проведенном осмотре делать отметку в охотничьем билете. При отсутствии такой отметки, т.е. при неисправности ружья, охоту не допускать».

Однако пока ружейноремонтные мастерские открыты лишь в наиболее крупных городах (адреса их приведены в № 10 журнала за 1958 год), охотник при малейшем подозрении о неисправности ружья должен обратиться за советом к более опытному товарищу, а при необходимости и направить почтовой посылкой замок с ложей в ремонтную мастерскую. Надо помнить, что даже новые ружья до сих пор поступают иногда в продажу с плохо подогнанными, быстро снашивающимися частями ударно- спускового механизма. Вот почему с таким удовлетворением восприняли охотники директиву об улучшении качества ружей, выпускаемых нашими заводами. Вот почему во избежание «случайных» выстрелов культурный охотник заряжает ружье не раньше, чем придет на место охоты, и тотчас разряжает его, направившись домой или к привалу.

Исправно ли твое ружье? Это мы спрашиваем тебя, молодой, не искушенный опытом охотник. Помни: неисправное ружье представляет смертельную опасность не только для тебя, но и для окружающих.

Только неосторожность

17 ноября 1957 года во время коллективной охоты на зайцев в Гуляй-Польском районе (УССР) при посадке в грузовик охотник К. зацепился курком ружья за борт машины. Грянул выстрел. Заряд угодил в плечо сидевшего в машине охотника С. Ранение оказалось тяжелым, сопровождалось газовой гангреной. Чтобы спасти жизнь пострадавшего, ему была сделана операция вычленения верхней конечности в плечевом суставе.

3 мая 1959 года, отдыхая на привале, один из трех молодых людей увидел пролетавшего ястреба. Он схватил свою одностволку и при атом нечаянно нажал на спуск. Выстрелом был ранен находившийся здесь же товарищ Ф. В больнице ему ампутировали плечо. А ведь юноше всего 21 год!

Мы очень сожалеем, что доцент Б.С.Гавриленко, живущий в г. Запорожье и сообщивший эти факты, не указал полностью фамилий горе- охотников, из-за которых товарищи С. и Ф. стали калеками, утратили трудоспособность. И всем этим они обязаны своим беспечным товарищам, не разрядившим ружей при подходе к месту сбора или привала. Обязаны этим и себе самим, потому что не потребовали от спутников по охоте вовремя разрядить ружья.

Живущий в Вышнем Волочке Владимир Лукин, укладываясь на ночлег, запихивал заряженное ружье в стог слежавшегося сена. Курок взвелся, ружье выстрелило, заряд пробил правую руку охотника. А. Виноградов со взведенными курками перелезал изгородь. Трухлявые жерди обломились и, падая, охотник задел за что-то гашеткой. Выстрел зацепил только носок сапога. Потянув ружье из долбленки за стволы, чуть не убил себя житель Томской области А.А.Колесников. Уфимский охотник А.А.Рябцев возмущается фотографиями, помещенными в газетах «Советская Башкирия» за 4 сентября и «Комсомольская правда» за 18 октября 1959 года. «Показанные на снимках примеры обращения с ружьем, — справедливо замечает автор письма — явно недопустимы, ибо не гарантируют от несчастного случая».

Аптекарские весы

У 55-летнего охотника С. разорвало вполне исправное ружье 12 калибра фирмы «Зауер». Ему тяжело ранило кисть левой руки, оторвало два пальца. Расследование показало, что пострадавший, стреляя вискозным порохом, не отвешивал его, а отмеривал. Применявшаяся же мерка вмещала три грамма, т.е. почти двойную порцию этого пороха.

Но и при наличии аптекарских весов снаряжать патроны нужно очень внимательно. Взгляните на рисунок. Даже в этом простейшем случае, когда лямочки одной чашки перекинулись через коромысло, в другую чашку придется насыпать «Сокола» в два раза больше, чем следует.

К фельдшеру Ц.И.Лукашину (дер. В.Барсуки, Рязанской области) прибежал охотник. Между большим и указательным пальцами его правой руки зияла рваная, кровоточащая рана. Полчаса назад он стрелял навскидку по ястребу. Ружье резко бросило назад, затворный рычаг врезался в руку между пальцами гак сильно, что даже погнулся. Оказалось, что незадачливый стрелок не отвешивает бездымный порох, а отмеривает, увеличивая иногда заряд «для повышения боя ружья».

Николаю Павловичу Апраксину на всю жизнь запомнилось несчастье, случившееся еще в то время, когда ему было всего шесть лет. Он пишет:

«Отец набивал патроны, а я ползал под столом, собирая стреляные пистоны. Вдруг раздался выстрел, за ним крик отца. В комнату вбежали моя мать и старший брат. Я стоял в испуге и трясся, видя, как по руке отца обильно течет кровь.

— Что же произошло? — спросите вы.

Оказалось, что папковый. заряженный порохом патрон застрял в барклае. Чтобы его выбить, отец зажал его в руке и ударил пуансоном по столу. Ручка барклая вылетела из кулака и ударила по пистону. Отцу оторвало большой и первые фаланга указательного и среднего пальцев».

Просторный стол, доска-подставка для гильз, поблескивающие никелем аптекарские весы, разновесы и мерка, точно отрегулированный дозатор, неторопливые движения снаряжающего патроны — все это создает впечатление, что он прямо-таки священнодействует. Ну, и что же: нарисованная картина свидетельствует о том, что речь идет об аккуратном, культурном советском охотнике, сознающем, насколько серьезным делом он занят. Так и надо снаряжать патроны.

А некоторые делают так

Охотник С-в приобрел подержанный, но хорошо сохранившийся браунинг с исправно работающей автоматикой и отличным боем. Когда кончились патроны, снаряженные прежним владельцем браунинга, ружье сразу же «стало бить плохо». Стремясь восстановить первоначальный бой, С-в принялся экспериментировать, «колдовать»: пробовал применять металлические гильзы, подсыпал под пистоны дымный порох, увеличивал заряды бездымною пороха и т. п. Но ничто не помогало. Тогда С-в достал где-то крупный черный порох, применяемый в промышленности для взрывных целей, перемолол его в кофейнице и... отправился потропить русаков. «Тщательные розыски частей разрушенного ружья, — заканчивает описание этой «охоты за русаками» тов. Колесов, — были безуспешны. Не удалось найти ни цевья, ни магазина, ни коробки с затвором. Только ствол валялся на поляне в 17 метрах от места выстрела».

Железнодорожный машинист Ф. спешил на работу, а два десятка патронов поручил снарядить сыну. Молодой охотник с рвением взялся за дело. Сам он до того стрелял только черным порохом. Поэтому не удивительно, что навеска в 1,9 грамма «бездымки» показалась ему слишком слабой.

Проверка, проведенная, к сожалению, уже после происшествия, показала, что сынок решил «удружить» отцу и всыпал в каждую гильзу от 5,5 до 6 граммов «Сокола». В результате травмы руки медицинская комиссия запретила пострадавшему работать линейным машинистом на паровозе и он вынужден был перейти на работу машинистом станционной водокачки. Аналогичный случай приводит в своем письме и житель г. Сыктывкара Анатолий Никитьевич Тимушев.

Н.Н.Ланг из г. Иванова описывает характерный случай применения смеси черного и бездымного порохов. «На утином перелете,— пишет он,— неподалеку от меня сидел человек богатырского вида. «Тулка» в его руках казалась игрушкой. Вскоре на него налетела стайка уток. Он вскинул ружье. Пламя и клубы дыма вылетели из «тулки» с двух сторон — из дула и у патронников. Под цевьем на вытянувшейся жиле раскачивался палец охотника. Разорвав на пострадавшем рубаху, я перетянул и забинтовал ему руку. Потом поднял ружье, разрядил и, повесив ему на шею, сказал: теперь скорее, в медпункт!

Дома я обнаружил «чужой» патрон и понял, что, разряжая «тулку», машинально сунул его себе в карман. Я тут же вскрыл его и высыпал заряд на ладонь. Он состоял из черного и бездымного порохов».

О том, к чему приводит безответственное отношение к снаряжению патронов, рассказывают также К.А.Меланченко из г. Остера. П.К.Шарнов из Кировской области и многие другие охотники.

Говорят очевидцы

Любому из пожилых читателей журнала приходилось быть либо свидетелями различных. связанных с ружьем происшествий, либо слышать о них от очевидцев. Большинство несчастных случаев, как это ни странно, происходит не на охоте, а дома. По данным кафедры ортопедии и травматологии Запорожского института усовершенствования врачей, в числе 103 случаев ранений из охотничьего дробового ружья в быту произошло 73, а на охоте — только 30 случаев. Ружье попало в руки ребенку. Сам пострадавший или его спутники были «под хмельком». Нарушение правил коллективной охоты. Небрежное снаряжение патронов. Снег или грязь, попавшие в ствол ружья. Применение стального шарикоподшипника вместо обычной свинцовой пули... Самые различные причины, но всегда один и тот же результат: увечье, смерть. Об этом рассказывают в своих письмах и заметках охотники-очевидцы Апраксин, Николай Зелинский из села Подлесный Олексинец, Хмельницкой области, Г.И.Костецкий (журнал «Судебно-медицинская экспертиза»), А.В.Балашкин из дер. Жданово, Иркутской области, И.А.Карелин из г. Воркуты, С.А.Деньгин из г. Советска, Кировской области, Ф. Остроумов из Крыма, ленинградец М.П.Рупышев, львовский стендовик В.М.Минин-Колбасин, Н.Михайлов из Тюменской области и некоторые другие наши читатели и корреспонденты.

Судя по письмам в редакцию, среди которых немало писем врачей, несчастные случаи на охоте происходят чаще всего из-за несвоевременно разряженных ружей. Многие вставляют патроны в ружье и даже взводят курки тотчас по выходе из дома. Другие, закончив охоту, идут с заряженными ружьями домой и разряжают их в комнате или на крыльце. Такие и подобные им примеры, многие из которых окончились тяжелыми увечьями или смертью, приводят читатели журнала В.Р.Тряцевский (Гомельская область), II. М.Хмелевский (Иркутская область), П.Бутанов (колхоз «Память Ильича». Псковской области), М.Шаманов (г. Ленинград), Н.М.Лисенков (г. Электросталь, Московской области), С.Доморацкий (г. Калуга), А.В.Гребенников (Курская область) и другие.

Известный московский охотовед А. Э. Кун считает, что всего чаще несчастные случаи происходят из-за невнимательности при спуске курков. Охотник придерживает правый курок, в то же время, нажимая на левую (заднюю) гашетку. Случаи подобного рода кончаются по большей части или тяжелым ранением, или смертельным исходом, так как обычно курки спускают, подойдя вплотную к товарищам, на привале и т. п.

В специальной печати освещены примеры, когда после удара бойка по капсюлю порох воспламеняется не сразу. Как раз такой случай затяжного выстрела имел место 9 августа прошлого года в Львовской области. После осечек в обоих стволах беспечный охотник вопреки правилам направил ружье на стоявшего рядом товарища. В это время стволы «заговорили», и человек был убит наповал.

О контузиях, ранениях и даже убийствах на охоте при стрельбе по неясно видимой цели, по тени или шороху или при стрельбе ниже человеческого роста в камышах и лесу сообщают И. Гуров из г. Воскресенска, Московской области, военнослужащий В.Антропов из г. Челябинска. Д.Г.Марков из г. Калуги, Т.Борисов из г. Воронежа, В.Волков из с. Зеленцово, Горьковской области. П. Рязанцев из г. Тулы, т. Миронов из Ленинградской области, А.П.Герзик из станицы Тимашевской. Краснодарского края, т. Герман из г. Краснодара, К.С.Малютин из г. Омска, П.И.Ильенко из г. Баку, И.Ильинский из Тамбовской области и другие сторонники культурной, безопасной охоты.

После охоты

А.В.Виноградов из г. Фрунзе охотится уже около сорока лет. Если бы записать все, что он услыхал и подсмотрел на охоте, потребовалась бы целая книга.

Недавно его сосед убил сороку и принес ее домой — показать четырехлетнему сыну. Тот сидел за столом. В это время на плите «побежало» вскипевшее молоко. Сосед, не успев разрядить ружья, положил его на стол и поспешил к плите.

Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №6, 1960.

О нас

Пожелания и советы отправляйте на нашу почту. Мы учтем все ваши пожелания!

Интересные ссылки

x